20.04.2010 23:40
Поделиться

В Приамурье начали укрупнять деревни

Правительство глубоко дотационного субъекта нашло способ получения дополнительных средств для тощих деревенских кошельков. Решение вызвало широкий резонанс в регионе. В ситуации разбирался корреспондент "РГ".

Территория Амурской области - величиной в несколько европейских государств. А вот население едва превышает 800 000 человек. Причем добрая его половина проживает в сельской местности, где жизнь не слаще привозной китайской морковки. Но расходы на содержание муниципального чиновничества в 2009 году составили порядка двух миллиардов рублей. Для российской провинции это космические деньги... Чиновничество - племя очень прожорливое.

Амурский губернатор Олег Кожемяко решил провести тщательную ревизию муниципальных образований. Начиная с 2006 года в Приамурье прошло двадцать пять референдумов, на которых людям предлагалось высказать свое мнение - стоит ли одной деревне объединяться с другой. Чтобы легче выжить. Народ отнесся настороженно к малопонятным нововведениям и только в шести случаях высказался "за".

Село Успеновка всего в двенадцати километрах от райцентра с очень русским именем Ивановка. По сути, последние десятилетия оно вымирало. За что в районе даже получило меткое прозвище Голожоповка. Но в минувшем году их объединили в одно муниципальное образование с близлежащим райцентром.

- После соединения двух территорий положительная динамика видна невооруженным глазом, - признается глава Ивановского района Владислав Бакуменко. Сегодня вновь созданное муниципальное образование содержит в порядке дороги, пожарную машину, в Успеновке привели в порядок клуб.

Поселение с более сильным бюджетом, которым бесспорно является районный центр, смогло помочь и соседнему селу.

В среднем на содержание одной сельской администрации в год уходит порядка миллиона рублей. А если связать близлежащие села одним административным узлом, то сэкономленный миллион можно пустить на развитие этих же сельских поселений.

Село Маркучи, что в Свободненском районе Приамурья, в своей картотеке имеет порядка пятисот жителей. Добрая треть из которых там только прописана, а на деле живут и работают вахтовым методом за сотни километров от дома, там, где есть работа. На одно село существует целая администрация, в штате которой числится четыре человека...

- Мне зарплату получать стыдно, - по-пролетарски рубит с плеча сельский глава Валерий Швыдин. Бывший совхозный плотник привык деньги зарабатывать, а не получать.

В семи километрах от Маркучей село Семеновка с таким же примерно населением и таким же штатом деревенских управленцев. Объедини поселения, в которых половина друзей и родственников, - никто ничего и не заметит.

В этом же районе Антонина Белькевич управляет сразу тремя селами, в которых есть участковая больница, пожарный пост и три школы. По задумке властей к ней должно подселиться еще и соседнее село Серебрянка.

- Справлюсь! Везде останется по специалисту, они будут делать всю бумажно-мелочную работу. Бессчетные справки-выписки писать, - убеждена Антонина Анатольевна.

Чиновничество вертикаль власти порой старается превратить в едва ли не феодальную палку погонщика. Не успел амурский губернатор озвучить не лишенную рациональности идею о реформировании местной власти, как в воздухе запахло пятилетками и партсъездами. Едва ли не целыми районами стали рапортовать о готовности объединяться и укрупняться.

Карта Серышевского района напоминает мозаику, раскрашенную в цвета новой жизни.

- Нашему селу предлагают объединиться с Сосновкой. А это пятнадцать километров бездорожья, там администрация слабая. Убеждена, что жизнь от этого наша лучше не станет, - сомневается Зоя Абаштова, глава Лиманновского поселения.

Их отдаленный таежный угол упирается прямиком в границу Хабаровского края. Населения немного, а территория размером с Латвию. Дороги весьма условны. Если убрать из этих сел единственное, что там осталось - сельскую власть, - улучшится ли после этого там качество жизни? Сомнительно...

В амурском правительстве настроены на взвешенное решение сельских реформ.

- Очень важно с калькулятором в руках просчитывать все до копейки, до запятой, - убеждена Валентина Швец, начальник управления внутренней политики областного правительства.

При осуществлении новой административной реформы не должен пострадать и без того уязвимый сельский соцкультбыт: медпункты, школы и клубы. А сэкономленные деньги должны пойти на развитие именно укрупняемой территории. Ведь не секрет, что сегодня добрая половина неработающих сельских очагов культуры проверяющие закрыли после пермской трагедии в клубе "Хромая лошадь". Вот "захромала" она по всей России.

- Пожарная сигнализация стоит дороже нашего клуба, - печалится глава Маркучей. Он очень надеется, что реформирование местной власти принесет дополнительные деньги его селу.

Сегодня закон позволяет менять административные границы без референдумов, законодатели оставили народу расплывчатую формулировку: "с учетом мнения населения". В Мазановском районе Приамурья в этом году три близлежащих села присоединяют к районному центру. Причина реформы вовсе даже не экономическая. Действующий глава с ролью лидера не справился, а замены реальной нет.

- Пятьсот человек населения, а выбрать некого. Люди сами вышли к нам с такой просьбой, - говорит председатель Мазановского районного совета Ирина Герман. Кадровая политика на селе в упадке, авангард дня сегодняшнего бежит оттуда...

Областное правительство считает, что на первоначальном этапе реформировать власть на местах нужно приблизительно в шестидесяти сельских поселениях, которые малонаселенны и находятся недалеко друг от друга.

- Укрупнение муниципальных образований в Амурской области позволило бы порядка полутора миллиардов рублей расходовать не на содержание работников местного самоуправления, а на воссоздание клубов, бань, спортивных сооружений. Так мы сможем сохранить молодежь на селе и существенно повысим уровень бюджетных услуг, - считает губернатор Приамурья Олег Кожемяко.

...В Амурской области насчитывается 629 населенных пунктов и 316 муниципальных образований, из которых 29 составляют городские округа. 287 - это городские и сельские поселения. Число муниципальных служащих - более 800 человек.

Кандидат экономических наук, доцент Благовещенского педуниверситета Андрей Конюшок считает, что реформа муниципальной власти созрела давно. Раньше все сельские органы самоуправления строились под совхозы и колхозы. Сейчас уровень власти на местах чрезвычайно низок, местные чиновники превратились только в "хотелкиных" и "просилкиных" в областных коридорах власти. Сами ничего не решают, у них нет собственных средств для наполнения бюджетов.

Справка "РГ"

В сельской местности живут 27 процентов населения страны - 38 213 552 человека, по данным на 1 января 2009 года. Из них лишь чуть больше 6,8 миллиона человек заняты в сельском хозяйстве. Причем в сельскохозяйственных организациях работают 2,2 миллиона человек. Почти столько же на селе официально зарегистрированных безработных - 1,9 миллиона человек.

По результатам Всероссийской переписи населения 2002 года сельских населенных пунктов у нас 155 289. Из них почти 10 процентов - 13 086 - было "без населения", то есть брошенных деревень.