01.04.2010 23:20
    Поделиться

    Боевые награды ветерана оказались дороже его жизни

    Следователи Чайковского следственного отдела СУ СКП РФ по Пермскому краю возбудили уголовное дело в отношении Михаила Щербакова, убившего своего деда - Никандра Жижина, ветерана Великой Отечественной войны.

    Ему было 83 года, последние семь лет - после смерти супруги - ветеран жил один в небольшом собственном доме в селе Уральском Чайковского района, расположенном на границе Пермского края с Удмуртской Республикой. Держал пчел, кур, большой огород.

    - Ничего у него не болело, - вытирая слезы, говорит Галина Шилова, дочь ветерана. - Только ноги ныли к непогоде - он их отморозил на службе в армии. Умирать не собирался. Успел даже помидоры посадить - ящик с рассадой у него в доме остался...

    Досаждал пенсионеру только один родственник - внук его второй жены, 26-летний Михаил Щербаков. Молодой человек жил в сорока километрах от деревни деда, в удмуртском городке Камбарка. Отслужил в армии, нигде не работал. Несколько раз в год приезжал к деду просить деньги. Денег он ему не давал.

    В селе Уральском Никандр Жижин был одним из самых уважаемых ветеранов. Вторая супруга Никандра, родная бабка убийцы Михаила, тоже прошла войну, воевала в зенитных войсках, была под Будапештом. Он сам был призван на службу в 1943-м, в 18 лет - в пограничные войска, охранять западные рубежи страны, освобождаемые от фашистов. Воевал с националистическими бандами. В конце 1944 года ефрейтора Жижина перевели на китайскую границу, где он снова попал на войну - с Японией. Служил Никандр Жижин до 1952 года, был кинологом - проводником служебной собаки, которую потом привез с границы домой в деревню.

    После военной службы старший сержант погранвойск Никандр Жижин работал в деревне на нефтедобывающем комплексе. Как ветеран войны был награжден медалью "За победу над Германией", имел и другие награды. В доме хранились и боевые медали его супруги. Непутевый внук Михаил в последний раз приезжал к деду именно за ними.

    Рано утром 22 марта к Никандру Жижину зашел начальник местной нефтеперекачивающей станции Владимир Дуев - к 65-летию Победы предприятие готовилось оказать ветерану помощь. Старик хотел отремонтировать дом и попросил привезти строительных материалов и кирпича - чтобы сложить новую печь. Нефтяник оказался последним, кто видел ветерана живым.

    Спустя некоторое время, около десяти часов утра, мимо дома Жижина проходил его зять: Александр Шилов отметил, что у ворот дома стояли "Жигули" шестой модели с удмуртскими номерами - к деду снова приехал непутевый Мишка из Камбарки. Мимоходом зять видел, как из дома выскочил мужчина, сел в "шестерку" и уехал, но не придал этому большого значения.

    Через 20 минут у дома 83-летнего Никандра Жижина собралась толпа - и дочь, и все соседи уже знали о жестоком убийстве. Тело старика обнаружила сельский фельдшер: зайдя к нему уточнить время медосмотра, она нашла его лежащим на кухне. Старик был еще жив, но через несколько минут умер от потери крови.

    В тот же день Михаил Щербаков был найден и задержан. Как установили следователи, в тот день внук приезжал к деду с просьбой отдать ему все свои медали и медали жены, бабушки Михаила. Медали он планировал продать в Ижевске - уже договорился со скупщиком. Ветеран ему отказал. Молодой человек улучил момент, когда старик повернется к нему спиной, ударил его несколько раз сзади по голове поленом, лежавшим возле печи. Медали убийца так и не нашел, вместо них решил забрать старинную икону XIX века, которую старик привез из разоренной церкви и берег как зеницу ока.

    - Сейчас подозреваемый находится под стражей, - сообщил Дмитрий Острянский, руководитель Чайковского следственного отдела СУ СКП РФ по Пермскому краю. - С ним проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств совершенного преступления.

    В доме пожилого ветерана войны пахнет дымом из неисправной печи - старик не успел ее починить. Живут две кошки и пес в конуре - теперь животным предстоит найти нового хозяина. На старом серванте у Никандра Жижина - скульптура пограничника с овчаркой, на стенах - его собственная фотография военных лет и старое потемневшее фото собаки. На отрывном календаре дата - 22 марта. Лежит фуражка пограничника старого образца с небольшой кокардой.

    - Вот и все, что от отца осталось, - плачет Галина Шилова. - Мы надеялись, что он еще лет пять проживет - крепкий человек был... А за медаль у него жизнь отняли.

    В селе Уральском чуть больше тысячи жителей. На фронтах Великой Отечественной войны из этого села погибли 147 человек. Ветеранов войны было 120 человек. Нынче ветеранов осталось только четверо, после убийства Никандра Жижина - трое.

    Поделиться