25.03.2010 00:22
    Поделиться

    В Перми обсуждается вопрос о создании "окон жизни" для выброшенных матерями младенцев

    Есть ли шанс на спасение у младенца, оставленного матерью

    Ежегодно в Пермском крае возбуждается несколько уголовных дел по факту убийств и оставления в опасности новорожденных малышей.

    В феврале 2010 года в селе Замараево Пермского района Пермского края 21-летняя женщина родила девочку и тут же убила ее тремя ударами тупым предметом по голове. Подозреваемая была задержана сотрудниками милиции и доставлена в дежурную часть. По факту убийства возбуждено уголовное дело, устанавливаются мотивы жестокого преступления.

    Еще раньше, в январе в самом центре Перми люди, спешащие утром на работу, случайно заметили новорожденного младенца. Судя по внешнему виду - всего двух-трех дней от роду. Малыш почти задыхался от долгого плача. Неизвестно, сколько он пролежал на снегу, в одном одеяле, без чепчика. "Скорая" увезла ребенка в детскую больницу. При оформлении документов подкидышу присвоили фамилию Морозов. Милиция объявила в розыск горе-мамашу, которой инкриминируется 125-я статья Уголовного кодекса РФ - "Оставление в опасности". Она предусматривает денежный штраф или же год тюрьмы.

    Обстоятельства сложились удачно, младенец не успел погибнуть. Впрочем, людное место, где его обнаружили, подсказывает, что мать не хотела губить сына, рассчитывала на человеческое милосердие. Эта история окончательно убедила пермяка Андрея Полищука в необходимости создания так называемых "окон жизни".

    35-летний Андрей - самый обычный человек. Он работает спортивным тренером, женат, сынишке три года. В прошлом году он увидел по центральному телеканалу сюжет про то, как в Петербурге в мусорном баке нашли еще живого младенца. С тех пор Андрей ищет способы, как спасти жизни детей, которых бессердечные мамаши выбрасывают на свалку или закапывают в лесу.

    Для начала Полищук собрал информацию об "окнах жизни" за границей. Называются они там по-разному: "бэби-бокс", "колыбель аиста", но суть одна - матери, попавшие в ситуацию, когда с ребенком некуда деться, приносят их в определенное учреждение и анонимно оставляют в специальном боксе, сообщив об этом звуковым, а где-то световым сигналом. В Германии, например, окна жизни - технически оснащенные, с климат-контролем, максимально гуманные, созданные для того, чтобы уберечь детский организм от любого внешнего воздействия. На содержание подобных боксов требуется 6-7 тысяч евро в год.

    Оказывается, возможность отдать новорожденного государству была и в России - еще до революции. На крыльце лечебниц, монастырей стояли специальные корзины. Мамаша могла сообщить о своем "живом подарке", позвонив в колокольчик, или постучать в дверь, и скрыться. Судьба "кукушек" - отдельный разговор, и судить их Андрей не собирается. Если женщина решилась бросить ребенка, значит, на то есть свои причины.

    После изучения вопроса он понял: не то что небольших, а практически никаких денег на создание окон жизни не требуется. Входы в наши поликлиники и стационары чаще всего имеют двойные двери с тамбуром посредине, место для подкидыша можно оборудовать именно там, между дверями. Установка электрозвонка по карману любой больнице.

    Так в чем же дело? Если для спасения младенцев ничего сложного не нужно, то почему в Перми их нет? Мешает отсутствие нормативно-правовой базы или нерасторопность местных чиновников? На письма в социальные ведомства пришли обтекаемые ответы: "Мы работаем в этом направлении". Тогда Андрей озвучил свое предложение на блоге губернатора Пермского края Олега Чиркунова. В ответ - тоже тишина.

    - Женщине в безвыходной ситуации остается только закопать новорожденного в лесу, - считает врач-акушер одного из пермских родильных домов Сергей Белкин. - Официально отказ на ребенка можно оформить только в том случае, если женщина была на учете у врача, официально рожала в больнице. "Кукушки" этого не делают никогда, их задача - скрыть беременность, потому что будущее для них покрыто туманом. За ними маячит тюрьма, так как для матери, выбросившей ребенка, наступает уголовная ответственность.

    - Если открыть даже одно "окно жизни", допустим, в краевом центре, мамаши не понесут младенцев в лес, - считает Андрей Полищук. - А если сделать расставание с детьми анонимным и отменить уголовное преследование, нам удастся спасти всех малышей.

    Мнение

    Павел Миков, уполномоченный по правам ребенка по Пермскому краю:

    - В России на сегодня ни в одном крупном городе, даже в Москве, нет возможности сохранить жизнь ребенка, от которого по разным причинам пытается избавиться мать. Ответы от органов власти показывают непонимание чиновниками того, что спасенная жизнь даже одного ребенка не может ставиться в зависимость от отсутствия в краевом, федеральном бюджете специальных средств для "окон жизни". Особенно меня поразил своей циничностью ответ Министерства здравоохранения Пермского края, что такой статистики не ведется. Чтобы понять реальные масштабы скрытой угрозы права на жизнь, надо число случаев умножать, как минимум, на 10.

    Справка "РГ"

    Количество брошенных детей, найденных живыми в Пермском крае: в 2008 году - 3, 2009 - 2, 2010 - 1. Количество дел, возбужденных по факту убийства матерями новорожденных детей (ст. 106 УК РФ): в 2007 году - 5, 2008 - 8, 2009 - 1.

    Поделиться