12.03.2010 14:04
    Поделиться

    Новые диски: Jay-Z, Michael Buble, Massive Attack

    В современной музыке - пора гегемонии новых звезд. Критики и слушатели не жалеют эпитетов. Чаще - все-таки перебарщивают.


     

    Jay-Z. "The Blueprint 3". Warner Brothers.

    Хмурого американца не зря окрестили "королем хип-хопа":  на Brit Awards он выиграл титул "лучшего международного артиста". Чуть раньше - три статуэтки Grammy-2010. А еще - превзошел достижение самого Элвиса Пресли: на его счету уже 11 первых мест в хит-парадах Billboard. Да и диск "The Blueprint 3" уже в первую неделю продаж разошелся тиражом более 475.000 тысяч экземпляров (кому из российских артистов снились такие цифры, пусть даже суммарные?!)  Позади остались: Эминем с его новым диском, 50 Cent, Кэнья Уэст.  Теперь Jay-Z колесит с "The Blueprint 3" по США, а 2 марта представил его в нью-йоркском легендарном зале Madison Square Garden. Выступал два часа. И вновь был увенчан мировыми СМИ лаврами "лучшего концертного исполнителя в современном хип-хопе"…  

    На этом хочется умерить пыл в комплиментах, раздаваемых Джею-Зи: его новый альбом "The Blueprint 3" если и замечателен, то в первую очередь не благодаря самому "королю", а его свите: компании поющих принцесс, помогавших Jay-Z в записи. При этом его жена - знаменитая поп-звезда Бейонсе Ноулз в студии так и не появилась…Зато Алисия Киш записала с Jay-Z хит Empire State Of Mind , выигравший в итоге American Music Awards. А Рианна - взрывной, чувственный трек Run This Town, завоевавший сразу две статуэтки Грэмми ("за лучший номер в стиле "хип-хоп" и "лучшее сотрудничество в хип-хопе"). И "The Blueprint 3" оказался хорош в первую очередь вокальными дуэтами. Ведь без поддержки звездных коллег "король" из 15 треков записал только 4.

    Сам-то Jay-Z - очень хорош в драматургии и экспрессии читки. А еще - напористым тембром и грубоватыми интонациями. Но петь ему уже - "не царское это дело". Музыкант поступил сноровисто: он создавал ритмическую структуру, насыщал треки своими фирменными скороговорками и затейливыми частушками. А подруги-звезды пели сверху, темпераментно накручивая виражи экспрессивных мелодий. Еще одним хитом оказался переработанный шлягер Forever Young знаменитой группы 80-х Alphaville. Трек содержал и оригинальный сэмпл 1984 года, и чуткое переосмысление культового хита эпохи диско нынешним "королем хип-хопа". Естественно, что  теперь Jay-Z сделал по-рэперски более жестким и декларативным даже название -  Young Forever …

    В итоге, на "Blueprint 3" он сумел угодить поклонникам самой разной музыки. И остаться при этом успешным метром хип-хопа, ловко и предприимчиво использующим таланты не только свои, но и - дружественной свиты. Летом Jay-Z отправится с гастролями в Европу. Возможность его выступлений в России обсуждается.

    Наша оценка: * * *


     

    Michael Buble. Crazy Love. Warner Brothers

    Обладатель Grammy канадский певец Майкл Бублэй (парень родом из небольшого городка Барнеби в Британской Колумбии) считается одним из самых интеллигентных и качественных исполнителей крунерской поп-рок сцены. Он пишет красивые и романтичные мелодии с ведущей ролью фортепиано, изящно их аранжирует, а поет бархатным и чувственным голосом. Удивительно, но такая музыка сегодня имеет хитовый успех и изрядный коммерческий потенциал. Диски "Call Me Irresponsible" и "Caught In The Act" отлично продавались, а предыдущим релизом стал и вовсе концерт "Michael Buble Meets Madison Square Garden". При этом певец вроде бы и не делает ничего особенного - он просто красиво и томно поет, стильно и строго обрамляя свои песни "живыми" инструментами, в частности - полновесной духовой секцией. И никаких тебе вездесущих компьютеров или студийного допрограммирования.

    Новый альбом - кавер-версии знаменитых хитов 50-70-х,  плюс несколько авторских композиций. Иногда Бубле звучит почти как Элтон Джон - со всеми вокальными заигрываниями и мелодраматичными "заламываниями рук", присущими лорду не традиционной ориентации. Но чаще - как позднее джаз-роковое Chicago, с которым работал его нынешний продюсер - Дэвид Фостер. Еще один продюсер певца - Боб Рок, прежде помогал рокерам - Metallica и Bon Jovi. Но в их стилистике Майкл Бубле пока еще не зазвучал…

    Оркестровки в традициях диксилендов, безупречная исполнительская техника и помощь сограждан (Фостер - тоже канадец, а еще один знаменитый земляк Брайан Адамс подвязался в Crazy Love в качестве бэк-вокалиста) - таков очередной альбом Майкла Бубле. То барабанщик щеточками имитирует ночные шорохи в Stardust, то труба завывает от леденящей душу скорби в You’re Nobody Till Somebody Loves You - похоже, такая музыка никогда не выйдет из моды и обречена на новые престижные награды.

    Наша оценка: * * * ½

    Massive Attack. "Heligoland". Virgin Records

    Одни из главных законодателей моды в электронной музыке 90-х, в конце прошлого года (еще не успев выпустить диск) с успехом выступили в Москве. Шумно, дивно, почти по-язычески интуитивно и самозабвенно. А теперь релизом "Heligoland" продемонстрировали, что по-прежнему являются музыкальными хулиганами и в студии. Только уже немного усталыми, умиротворенными и меланхоличными. Люди, зарекомендовавшие себя лидерами главной тройки нападения стиля трип-хоп 90-х (наряду с Трики и Portishead) на этот раз, неожиданно, записали диск пригодный скорее для релакса. Заунывный бас, размеренные и тягучие ритмы, какие-то шепчущие заклинания Вселенной, мало-эмоциональные  речитативы - несмотря на обилие звездных гостей (в том числе Дэймона Элборна из Blur, который нынче, впрочем, где только не гостит, и Тунде Адебинпе из TV On The Radio) альбом получился довольно ровный и не шокирующий практически ничем. Может, это и хорошо, пусть и не очень привычно для звездной группы. Зато тот, кто начал слушать диск, не будет отвлекаться на отдельные эксцентричные находки, а просто получит ощущение неспешного, размеренного и ровного отражения окружающей жизни - выслушает ритмизированные и укачивающие как долгая дорога в дюнах, истории про дождь, любовь, атомы и девушек. Может, снова полюбит дабстеп. Но собственно, и Portishead после паузы в десятилетие особо не впечатлили. Может, и не стоило дважды входить в одну реку?  Хотя оба диска достойно раскупаются. Но вряд ли именно ради этого возрождались обе звезды электронной музыки 90-х. Стать законодателями моды уже и в ХХI веке у них пока не получилось… Впрочем, если не думать об этом - диск должен понравиться.

    Наша оценка: * * * *

    Фруктовый кефир. "Клетчатый альбом". Навигатор Рекордз

    Об этой группе, недавнем открытии отечественной независимой рок-музыки, очень вспоминалось во время российского отборочного конкурса "Евровидения". Затейливый и сценичный ансамбль из Москвы играет вполне европейскую, модную музыку. С заметным акцентом на фанк и ритмическую непредсказуемость, с причудливым нагромождением стилей и мелодий, с хорошим шоу и взъерошенным солистом, который успевает: и петь, и носиться по сцене, и улыбаться увлеченным его обаянием фанаткам. Второй лидер группы - саксофонист, который тоже бродит по сцене и по гармониям с непредсказуемостью Чеширского кота… В "Клетчатом альбоме" - много парадоксального и вроде бы мало сочетающегося между собой, это такие рок-эксцентрика и кроссовер, но столь эмоциональные, выстроенные на едином нерве и порыве, что диск слушается как на одном дыхании. И даже трудно предположить, куда  группу занесет в следующих тактах. Вроде бы все музыканты сами по себе, вроде бы где-то и звук грязноват (может, намеренно) но в целом получается очень стильно и точно. Схожая методика разве что у Rolling Stones и Scissor Sisters, словом у очень малого количества рок-групп. Но пусть наши не задаются.

    Даб, фанк, глэм-рок, экскурсы в джаз-рок, ломаные ритмы  - название "Клетчатый альбом" очень объективно. На концертах порой возникает ощущение броуновского движения, вроде бы каждый из пятерых играет сам по себе, гнет только свою линию, но в итоге из этого нагромождения звуков, эмоций, фантазий, свистоплясок и складывается самобытное музыкальное произведение. Вряд ли хотя бы на одно из них будут создаваться кавер-версии…Похоже, это и невозможно - из стольких музыкальных клеток создает свои музыкальные кроссворды "Фруктовый кефир".   Лучшие треки альбома: "Что происходит?", "Всего ничего" и " На своей волне". Пока хватит. Остановимся, чтобы не перехвалить раньше времени.  

    Наша оценка: * * * * 1/2

    Поделиться