Россия, Белоруссия и Казахстан могут перейти к единой валюте

После 2012 года на территории Таможенного союза, в который вошли Россия, Белоруссия и Казахстан, может появиться единая валюта, не исключает первый вице-премьер правительства, председатель Экономического совета СНГ Игорь Шувалов.

Скорее всего, это будет не денежная единица одной из стран-участниц союза, а новая валюта, которая появится аналогично евро, пояснил он журналистам на пресс-конференции по итогам Международного экономического форума государств-участников СНГ.

Правда, пока, признает Шувалов, переговоров по поводу введения единой валюты с партнерами по Таможенному союзу не было. Но вопрос, считает первый вице-премьер, объективно встанет в повестке дня после того, как "таможенная тройка" трансформируется в единое экономическое пространство и союз перейдет на следующую ступень интеграции - валютный союз. На построение единого экономического пространства, которое предполагает не только свободное перемещение товаров, капиталов и людей и создание наднациональных регулирующих органов отведено, напомним, как раз два года.

Единое экономическое пространство предполагает в том числе и единое финансовое пространство, пояснил "РГ" президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. Одним из наднациональных регулирующих органов, по его мнению, может стать создание единого центробанка наподобие Европейского Центробанка, выполняющего функцию эмиссионного центра. В его состав должны будут войти представители всех трех стран союза, говорит собеседник "РГ". Но сначала надо будет унифицировать законодательство в банковской сфере, на рынке ценных бумаг. У стран Евросоюза, напомним, переход к единой валюте занял почти 20 лет. Но Россия, Белоруссия и Казахстан, считает Аксаков, могут пройти этот путь быстрее - их экономики традиционно связаны между собой, хорошо дополняют друг друга, и у них меньше, в отличие от ЕС, структурных проблем. Надеюсь, к Таможенному союзу и единому экономическому пространству присоединится и Украина, говорит Аксаков.

Но при выстраивании единого валютного союза надо будет учесть проявившиеся проблемы ЕС, уточняет финансовый аналитик Сергей Суверов. Как показал кризис, странам выгоднее самостоятельно маневрировать эмиссией, чтобы в случае кризиса была возможность девальвировать национальную валюту и за счет этого смягчить проблемы с дефицитом бюджета и госдолгом, поясняет он. На первом этапе, по мнению Суверова, должна идти речь о координации денежно-кредитной политики, банковской интеграции. Российские банки уже выходят на рынки партнеров по Таможенному союзу, покупая доли в их кредитных организациях, говорит Суверов. Скорее всего, полагает он, в обозримой перспективе будут сделаны шаги по введению единой валюты расчетов Таможенного союза, то есть переводе на нее взаимной торговли стран "тройки". На эту роль сейчас, считает собеседник "РГ", может претендовать российский рубль. Такие принципы, по словам Суверова, заложены в работу валютных союзов арабских стран, Латинской Америки.

Между тем, уже в этом году одной из главных задач России в рамках председательства СНГ будет создание единой платежно-расчетной системы стран Содружества, рассказал Шувалов. Для этого, по его словам, рассчитывают задействовать возможности межгосударственного банка СНГ. Речь идет о том, чтобы расчеты между государствами Содружества проходили напрямую, поясняет Аксаков. Сейчас перевод средств из одной валюты СНГ в другую осуществляется через доллар, платежи между компаниями Содружества в основном идут через американские и западноевропейские банки, на их проводку уходит 1-2 дня, а комиссионные достаются посредникам из дальнего зарубежья. Потери для компаний на таких операциях исчисляются миллиардами долларов, говорит Аксаков.

Впрочем, говорили на форуме не только о финансах. Как заметил Шувалов, многое предстоит сделать и в топливно-энергетическом комплексе региона. Как минимум, спрогнозировать процессы производства и потребления энергоресурсов на постсоветском пространстве до 2020 года. Развивая эту тему в ответе на вопрос "РГ" во время пресс-конференции, Игорь Шувалов особо выделил: "У нас должна быть скоординированная энергетическая политика. Мы обязаны заботиться о том, чтобы потребление было энергоэффективным. Но есть и болевые точки: многие страны испытывают дефицит в электрической энергии, и нам нужно найти такие подходы, чтобы граждане СНГ не имели ограничений в потреблении электричества".

Россия, по словам первого вице-премьера, готова представить партнерам по СНГ ряд инициатив экономического сотрудничества через создание базы инфраструктурных проектов по энергетике и транспорту, зоны свободной торговли. По мнению главы Внешэкономбанка Владимира Дмитриева, в портфеле российского института развития можно предусмотреть специальную квоту для реализации интеграционных проектов. А на базе Всероссийского выставочного центра появятся постоянно действующие выставки государств-участников СНГ, рассказал Шувалов. Правительственное решение по этому поводу, заявил он, уже принято. Свои национальные павильоны партнеры по Содружеству получат в долгосрочную аренду по символической цене, обещал первый вице-премьер.

По единодушному мнению участников встречи, сейчас существует безальтернативная задача номер один для Содружества: модернизация на новой технологической основе экономики и прежде всего промышленности. "Развитые страны в посткризисный период планируют перейти уже на шестой технологический уровень. К сожалению, мы остаемся второстепенными на мировом рынке высокотехнологичной продукции, находясь в основном на третьем-четвёртом укладах, - отметил президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков.

По его мнению, модернизация должна стать на данном этапе наших отношений главным направлением экономической политики стран СНГ, если мы не собираемся "постепенно сползать на обочину истории". Скажем, в ЕС поддержкой научных исследований и разработок являются так называемые рамочные программы. Основная из них предусматривает формирование европейского научного пространства, на котором будут беспрепятственно циркулировать научные кадры, знания и технологии, согласовываться национальные и региональные исследовательские программы. Бюджет такой программы, по словам Примакова, составляет более 50 миллиардов евро, её реализацию планируется завершить в 2013 году. У СНГ тоже есть мощный научный потенциал, однако из-за низкого уровня инвестиций в науку пока нет возможности осуществлять подобные проекты.

Впрочем, ситуация хоть и сложная, но не критическая. Основы для инновационного развития СНГ имеются. Есть решение о разработки межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества, готовится совместная инициатива государств участников СНГ по стратегии развития нанотехнологий на базе российского научного центра "Курчатовский институт". Создан межгосударственный совет в научно-технической сфере. Но, как отметил Евгений Примаков, чувствуется отсутствие четкого механизма реализации всех этих решений. Государствам следует помогать своим инновационным предприятиям, чтобы, прежде всего, стимулировать конкуренцию - залог успешного развития экономики. Эти меры включают в себя дифференцированное снижение налогов, предоставление налоговых каникул, субсидирование процентных ставок по кредитам, взятым для приобретения новых технологий.

Статистика показывает, что в России инновационно активных компаний около 10 процентов, во многих странах СНГ и того меньше, тогда как в странах дальнего зарубежья их уже больше половины. Что же касается стоящих перед СНГ приоритетных задач в интеграционных процессах, то стоит говорить об унификации механизмов и инструментов инновационной деятельности, а также создании единого центра СНГ, банков данных и обеспечении трансферта технологий.

По мнению участников Форума, одна из основных тем для обсуждения на создаваемом инновационном поле СНГ должна стать разработка и внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, которые будут востребованы не только на нашем рынке, но и на мировом. В этом ключе подготовка квалифицированных кадров является основой будущих разработок и повышения уровня конкурентоспособности. Немаловажным является и тот факт, что в странах СНГ практически не введены в хозяйственный оборот законы, касающиеся интеллектуальной собственности предприятий, тогда как во всем мире это 40-70 процентов от стоимости производимого товара. По мнению Евгения Примакова, торгово-промышленные палаты стран СНГ способны оказывать помощь в формировании систем для экспертизы инновационных проектов, их отбора и оценки, а также сертификации инновационных предприятий и их продукции с целью продвижения на внутренний и зарубежный рынки.

По его мнению главы МИДа Сергея Лаврова, государства Содружества решают схожие задачи. "Модернизационные императивы, признаются они или нет, стоят перед всеми участниками. На наших глазах рождается новая международная система процветающих и стабильных государств. Мы все заинтересованы в том, чтобы к их числу относились и наше Содружество", - отметил Лавров. И одна из тем, остро прозвучавших на форуме, была посвящена необходимости современно относиться к определению национального суверенитета в рамках СНГ. "Прежде всего, мы выстраиваем самое тесное экономическое объединение, предполагающее наличие наднациональных регулирующих органов, - пояснил Шувалов. - Границы этого пространства со временем будут расшириться. По сути, мы говорим о создании евразийского экономического союза. При формировании такого единого пространства, мы намерены ориентироваться на гармонизацию нашего законодательства с законодательством Евросоюза. И продвигаться в создании с ЕС общего экономического пространства, что предполагает снятие препятствий на пути движения товаров, услуг, капиталов и граждан. Наша цель - Европа без таможенных барьеров и визовых режимов".

К концу 2010 года планируется закончить работу над созданием нового договора о многосторонней зоне свободной торговли. Этот документ призван заменить десятки двусторонних соглашений, что существенно упростит администрирование внутрирегиональной торговли. Следует как можно скорее решить и вопрос регулирования трудовой иммиграции.