Только 30 процентов автобусного парка России оборудованы ремнями безопасности для пассажиров, да и то в основном это машины иностранного производства. Остальные продолжают нарушать введенные с 1 марта этого года требования к перевозчикам на межрегиональных маршрутах.
Как отметил вчера журналистам заместитель руководителя Ространснадзора Андрей Жуков, в ближайшее время минпромторг разработает требования к станциям техобслуживания по оборудованию парка автобусов пассажирскими ремнями безопасности. Пока же автоперевозчикам предлагается срочно обратиться на завод-производитель.
Напомним, что проект постановления правительства о внесении изменений в Основные положения по допуску к эксплуатации транспортных средств, которые предусматривают необходимость оборудования пассажирских мест междугородних автобусов ремнями безопасности, был разработан в соответствии с поручениями президента России. Глава государства четко указал, что соответствующие поправки должны быть подготовлены к первому января. Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России сделал это задолго до назначенной даты. По словам представителей Ространснадзора, ведомство еще в октябре прошлого года уведомило всех перевозчиков о грядущих переменах. Но, несмотря на предупреждения, перевозчики отнеслись к ним по принципу "может, пронесет".
Теперь, кто не переоборудовал транспорт, будет отвечать по всей строгости закона. По идее, автобус без ремней безопасности на линию не выпустит механик транспортной компании, который проверяет транспорт перед выпуском на линию. Однако если такой автобус все-таки выехал, то на дороге его может поджидать гаишник. Инспекторы контролируют автобусы на конечных остановках. Впрочем, могут остановить и в дороге, но вряд ли станут это делать: общение с 60 разъяренными пассажирами - не лучший способ провести время. Впрочем, специальных операций по выявлению таких автобусов ГИБДД проводить не собирается. Кстати, есть вероятность, что в этом году не будет проводиться ставший традиционным рейд "Автобус".
За отсутствие ремней безопасности водителю грозит часть 1 статьи 12.5 КоАП, которая предусматривает штраф 100 рублей. А должностное лицо, выпустившее такой автобус на линию, ответит по части 2 статьи 12.31 КоАП: штраф от 500 до 1000 рублей.
Но тут есть один нюанс. В путевых листах нет графы, где указывалась бы компания, от имени которой работает водитель на маршруте. Поэтому, отметил Жуков, водители, когда их ловят с поличным, говорят, что они занимаются частной коммерческой деятельностью и платят штраф как физические лица, то есть, в данном случае, всего 100 рублей. Таким образом, компания-перевозчик уходит от ответственности и продолжает экономить на безопасности пассажиров.
Жуков подчеркнул, что сегодня междугородние перевозки являются самыми опасными, так как водители не всегда соблюдают режим сна и отдыха, засыпают за рулем, выезжают на встречную полосу. Кроме того, не ведутся паспорта маршрутов и сложно проконтролировать их передвижение. Так что ремни безопасности являются той мерой, которая поможет спасти жизнь людей. Причем новые требования, считают в Ространснадзоре, будут способствовать обновлению парка, ведь более 50 процентов автобусов на российских дорогах старше 15 лет. Жуков пояснил, что только в последнее время производители в России начали оборудовать автобусы для междугородних перевозок ремнями безопасности.