По прогнозам, в Северной столице будет утилизировано 40 тысяч старых автомобилей
Восьмое марта в этом году станет праздником не только для женщин, но и для тех, чей железный конь уже не блещет отменным здоровьем. В этот день в России стартует государственная программа утилизации автомобилей.
По ней можно будет приобрести почти семьдесят марок автомобилей отечественного производства. Владельцы четырехколесных транспортных средств, чей возраст превышает десять лет, смогут получить сертификат на 50 тысяч рублей и купить новую машину после утилизации старой.
В середине февраля министерство промышленности и торговли РФ опубликовало список пунктов приема автомобильного вторсырья на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Собирать у населения старые машины будут три пункта в городе и два в области - в Выборге и в поселке Горелово. По предварительным оценкам, в Петербурге может быть утилизировано в этом году около сорока тысяч автомобилей.
Затраты по переработке транспортного средства, а они на сегодняшний день составляют 3 тысячи рублей, ложатся на автовладельца. При этом в управлении городского жилищного комитета по работе с отходами, ответственном за реализацию программы в Северной столице, считают, что утилизация автомобиля все равно является убыточной для предприятия-переработчика.
Помимо этого нюанса у новой программы есть еще ряд тонких мест, вызвавших неоднозначную реакцию ее участников. Так, автодилерам, которые начнут принимать скидочные сертификаты, пока не ясно, с кого же они потом будут получать деньги - с федеральных или региональных властей. И сами сертификаты еще мало кто видел (а если и видел, то только в электронном виде): в ряде автосалонов говорят, что покупатели просто получат скидку в размере 50 тысяч рублей, а не какой-либо документ.
Некоторые продавцы автомобилей недоумевают, почему они не попали в заветный список участников программы (в нем сегодня 80 петербургских салонов). "Мы входим в число дилеров Волжского автозавода, - сказал "Российской газете" на условиях анонимности один из петербургских автопродавцов, - и всегда были на хорошем счету. Но почему-то остались за бортом, хотя нам очень интересна данная инициатива государства".
При этом сами автовладельцы пока не сильно спешат участвовать в программе - к двадцатым числам февраля от петербуржцев поступило всего около трехсот заявок на утилизацию. Говорит Леонид, водитель с двадцатилетним стажем: "Зачем мне этим заниматься, если моя старая иномарка вполне еще на ходу? Да и где гарантия, что перечисленные салоны продадут мне машину по адекватной цене?" Однако есть и те, кто хотел бы участвовать в программе, но не может из-за ее условий. "Недавно мы попали в аварию и очень серьезно повредили свой автомобиль. Восстанавливать его нет смысла, но и в программе я участвовать не могу, так как моей машине нет и пяти лет, хотя для меня это был бы идеальный выход", - рассказал Игорь, молодой автовладелец.
"Ажиотажа мы не наблюдаем, поступило всего несколько заявок, - комментирует ситуацию начальник отдела продаж компании по реализации автомобилей всеволожской сборки Александр Николашин. - Надеемся, что ситуация изменится, когда в апреле наш поставщик начнет выпускать дешевые автомобили "лимитированной версии" - специально под данную программу".
Другой продавец, ориентирующийся на отечественные автомобили, придерживается противоположного мнения. "C 8 февраля мы начали прием предварительных заявок от потенциальных участников программы, - говорит генеральный директор компании по продаже автомобилей Волжского автозавода Валерий Шеромов. - На сегодняшний день нами зарегистрировано около 1000 заявок на утилизацию старого и приобретение нового автомобиля. Подобный интерес со стороны потребителей сам по себе говорит об актуальности программы".
Аналитики же считают, что, скорее всего, программа заработает в полную силу не раньше середины августа. Весной и в первые месяцы лета всплеска продаж ждать точно не следует.
Сергей Фивейский, первый заместитель председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга:
- Представители петербургских автозаводов не раз заявляли о том, что они, главным образом, ждут со стороны государства мер по поддержке спроса, а не собственно производств. Программа утилизации в первую очередь будет стимулировать спрос на бюджетные автомобили. На петербургских заводах на данный момент такие модели не выпускают. С учетом некоторых заявленных планов в ближайшее время здесь будут производить и уже производят, в частности, седаны, которые можно будет купить по программе льготного кредитования. Совмещение этих двух программ может оказать положительное влияние на рост объемов продаж автомобилей, что повлечет за собой и увеличение объемов производства.
Калининград. Региону, участвующему в эксперименте по сдаче в утиль старых автомобилей в обмен на бонус для покупки нового, определена квота в 3 тысячи единиц. Хотя эксклав является одним из наиболее "моторизованных" субъектов РФ: почти на миллион жителей приходится около 350 тысяч транспортных средств. Причем значительная их часть - иномарки старше десяти лет.
Как пойдет процесс замены, пока неясно. В региональном министерстве промышленности ждут утвержденного Москвой перечня уполномоченных на то организаций - дилерских центров и пунктов утилизации подержанных машин. Предполагается, что этим займутся два автосервисных предприятия.
- Если они не будут справляться, у нас есть предложения еще от нескольких организаций, готовых подключиться к процессу разборки и переработке старых машин, - сообщил "РГ" начальник областного департамента промышленности и инвестиций Николай Мурашов. - Но, думаю, основным сдерживающим фактором в реализации программы может стать кризис, низкая платежеспособность населения. 50 тысяч рублей для приобретения нового отечественного авто не хватит, а взять кредит в состоянии далеко не каждый владелец старой иномарки.
Петрозаводск. С 8 марта в Карелии стартует программа по утилизации автомобилей. Пока, правда, никто не берется сказать, сколько старых машин находится в частных руках, какие из них на ходу, а какие просто надо сдавать в утиль без какой-либо премии. Утилизацией автохлама в республике будет заниматься одно предприятие. Как сообщил "РГ" его директор Антон Бекасов, все необходимое оборудование есть, они готовы начать работу. Сотрудники фирмы уверены, что смогут утилизировать любое количество старых автомобилей.
Пока потенциальные участники данной программы изучают ее условия, присматриваются к тем маркам машин, которые они смогут купить. Автолюбителей беспокоит, что в регионе практически нет никакой официальной информации о стартующей программе: необходимые сведения владельцы машин добывают в Интернете самостоятельно. Хотя власти республики на последнем совещании в правительстве говорили о необходимости активного участия Карелии в эксперименте.
Подготовили Галина Белоглазова и Светлана Цыганкова