02.03.2010 00:36
    Поделиться

    Экс-глава боснийских сербов рассказал, как спасал свой народ от уничтожения

    Двое суток выделил Международный трибунал по бывшей Югославии в Гааге бывшему лидеру боснийских сербов Радовану Караджичу на то, чтобы изложить его версию произошедшего в Боснии с 1991 по 1995 год.

    Первый день подсудимый отвел на то, чтобы доказать: большинство из 400 тысяч страниц дела есть не что иное, как сфабрикованный политический процесс. 1 марта практически во всех уголках Балкан встречают одинаково. Жители Сербии, Болгарии, Румынии и других государств региона поздравляют друг друга с приходом "Бабы Марты" и дарят украшения из белых и красных ниток. Румыны их называют "мэрцишорами". Болгары и сербы - "мартеничками". А вот Радован Караджич, уже второй год находясь в гаагской тюрьме, лишен возможности встретить весну. На 1 марта вместо встречи с "Бабой Мартой" ему было предписано общение с трибуналом. Разговор получился не по-весеннему суровым. Точнее, это был монолог Караджича.

    Он молчал больше трех месяцев. Все это время бывший сербский лидер пытался справиться с практически нереальной задачей, которую перед ним поставили гаагские судьи - за столь короткий срок ознакомиться с делом. И еще параллельно подготовиться к собственной защите: ведь Караджич решил сам себя представлять на суде. Трибунал все же назначил ему адвоката - британца Ричарда Харви. При этом, правда, судьи не лишили боснийского серба права на самостоятельную защиту. Так что назначенный юрист будет представлять интересы Караджича только в случае отсутствия обвиняемого или попыток каким-либо другим способом препятствовать провосудию.

    Таим образом трибунал фактически лишил серба возможности бойкотировать процесс. Что он уже пытался сделать 26 октября 2009 года, когда не явился на первое заседание суда, где прозвучала вступительная речь прокурора. Тогда против 64-летнего экс-лидера боснийских сербов было выдвинуто обвинение по 11 пунктам. В том числе в геноциде против несербского населения Боснии и Герцеговины. Иными словами, в суде попытаются доказать его вину в убийстве 8 тысяч мусульман в городе Сребреница в июле 1995 года. Караджича также обвинили в преступлениях против человечности и в нарушениях законов войны.

    2 ноября суд был прерван из-за того, что обвиняемый несколько раз не явился на суд. Тогда же к Караджичу приставили британца Харви. Серб попросил у суда времени до 17 июня 2010 года, чтобы спокойно подготовиться к собственной защите. Но судьи решили иначе и назначили следующее заседание на 1 марта.

    "Меня пытаются обвинить в том, что я планировал и тщательно готовил мероприятия, чтобы отстранить хорватов и мусульман от власти, что я хотел согнать их со своих территорий. Но это не так, - начал вчера Караджич свою речь и тут же перешел в контратаку. - Обвинение не пытается разобраться в фактах. Оно хочет доказать, что я преступник, не принимая во внимание, что факты часто сфабрикованы. Я защищаю себя от нападок уголовного и политического плана. И сейчас я рассказываю о том, что делали сербы, чтобы защитить себя от незаслуженных унижений, а иногда и уничтожения".

    "Ситуация начала развиваться так, - продолжил излагать свою версию случившегося почти двадцать лет назад Караджич. - Стали ущемляться права сербского населения, укрепились позиции исламского фундаментализма. Обвинение должно учитывать все эти очень сложные переплетения проблемы". К судьям же у него есть, по сути, только одна просьба: "Попытайтесь не превратить суд в дисциплинарный комитет, который подчиняется НАТО". "Я буду защищать наш народ и его дело - справедливое и святое", - заявил Караджич. И добавил, что его сторона располагает солидными доказательствами его невиновности.

    Во вторник подсудимый продолжит свое выступление. А уже в среду суд заслушает первых свидетелей. Нет сомнений, что в стенах международного трибунала будет рассказано немало ужасных историй. Будет ли среди них хотя бы одна, из которой станет ясно, что в середине 1990-х в Боснии и Герцеговине убивали не только хорватов и боснийцев, но и сербов?

    Справка "РГ"

    Радован Караджич скрывался от международного правосудия 13 лет. Лишь в июле 2008 года в пригороде Белграда его арестовали спецслужбы Сербии. В заросшем густой бородой враче, который занимался популяризацией народной медицины, трудно было узнать бывшего лидера боснийских сербов.

    Поделиться