09.02.2010 00:03
Поделиться

Юрий Богомолов: В искусство сбегают от фальшивой жизни

Канал "Россия К", в просторечии именуемый "Культурой", рискнул и теперь может пить шампанское. Он прострочил сетку недельного прайма тремя сквозными сюжетами: "В главной роли", "Очарование зла" и "Подстрочник". Интерес аудитории к каналу вырос, как подсчитали социологи, на 60%!

Оказалось не так уж много надо совершить подвигов, чтобы создать впечатление обновления. Довольно пошевелить поленья в костре, и огонь разгорится с удвоенной силой.

Переключая каналы

...На канале НТВ, захламленном в основном криминальной хроникой и криминальными худсериалами, вот уже в третий раз выходит программа "НТВшники"; она атакует злободневные проблемы (например, отношение общества к старикам), и сразу почудилось, что лед общественно-политического вещания тронулся.

...В минувшую пятницу что-то произошло с программой "Судите сами", адресованной тем, кто вроде бы не хочет проспать свое будущее, но занятой по большей части горячими препирательствами о вреде либерализма, коварстве Запада, лицемерии Украины, предательстве Грузии. А тут заметили бревно в своем глазу и заговорили об ужасах милицейских нравов. И что самое неожиданное - заговорили без истерик и риторических конвульсий.

...С месяц, как мы ходим в "Школу", вызвавшую при своем появлении бурю эмоций - и возникло ощущение, что в эфире из-под плотной гламурной ряски всплыло на поверхность что-то подлинное, имеющее отношение к реальности.

...В таком тупом формате, как криминальное мыло, вдруг проклюнулось нечто неординарное - я имею в виду детективный сериал "Черчилль", идущий по воскресеньям на канале "Россия 1".

И на этом благоприятном фоне обратили на себя внимание перемены на "культурном фронте". То есть на телеканале "Россия К".

Когда программа "Главной роли" Юлиана Макарова предлагается не как набор автопортретов известных мастеров искусства, а как череда полемических высказываний исполнителей "главной роли" по одной какой-либо проблеме, то прорастает дополнительный интерес и к тому выпуску программы, что идет сегодня, и к тому, что прозвучит завтра. Иными словами, возникает интрига с экспозицией, развитием идеи и развязкой.

К месту оказался художественный сериал "Очарование зла" Михаила Козакова о соблазненном чекистами "Серебряном веке". Завершал вечер "Подстрочник" Олега Дормана о неподдавшейся Лилианы Лунгиной и ее друзей искушениям со стороны большевиков.

Получилось несколько драматургически законченных вечеров на канале "Культура". Более того, получилась драматургически интересная неделя, развязка интриги которой отчасти произойдет сегодня, когда по окончании последней серии "Очарования зла" состоится его обсуждение. А надо сказать, что ничто так не располагает зрителя, как эффект целостности, как "чувство целого".

Монастырь или гетто?..

Канал "Культура" давно уже воспринимается как нечто отдельное от того, что приходится видеть на других каналах. Здесь нет чернушной периодики, нет вульгарного шоу-бизнеса, нет кликушеских ток-шоу. Здесь правит балл классика, сюда вхожи только достойные мастера культуры. Кажется, что тут существует некий дресс-код для "своих", а люди с неприличными репутациями, как правило, не допускаются.

С этим связаны симпатии к интеллигентной выгородке в отечественном эфире со стороны уважаемых мастеров культуры. И к слову сказать, со стороны уважающих их телезрителей.

С этим же связаны нет-нет да прорывающиеся злобные чувства тех, кто не вхож в круг желанных гостей канала. У них на устах: "Не очень-то и хотелось". Мол, виноград зелен и сам канал маргинальный. И рейтинг его - 0,5%.

Те, кто в отчаянии от рейтинга канала "К" и хотели бы претендовать на достижения по этой части Первого, тоже сердятся; они жалуются, что из "Культуры" сделали гетто для культуры.

Вдруг стало понятно, что "Культура" - не просто другой канал "по контенту" (как нынче принято говорить в ученых кругах, а в неученых - "по продукту"), но другое телевидение. Телевидение, альтернативное общедоступным массовым каналам. Ну и следовало бы с этим смириться как тем, так остальным.

Смириться не получается. Наверное, потому, что сама культура нередко осознается как альтернатива реальности и бытовой, и политической.

В искусство бегут от реальной жизни. В искусство сбегают от фальшивой жизни. Беглецы часто путают "монастыри". От этого - неудовлетворенность одних и ущербность - других.

Одни требуют большей финансовой поддержки от государства. Другие страдают от того, что им в принадлежности к сословию мастеров культуры отказывают. Не прямо, разумеется, но намеками, косыми взглядами им дано понять.

Борьба за благосостояние переплетается с борьбой за статусы и титулы. У мастеров культуры и поп-культуры идет война подспудная, холодная война, которая лишь изредка дает о себе знать прямо и непосредственно.

Другой зритель - сложный зритель

В частности, сейчас молодые кинематографисты тихо ропщут на непрозрачный порядок распределения государственной поддержки, на несправедливую, с их точки зрения, диспропорцию в выделении средств госзаказным проектам и авторским фильмам, на пренебрежение интересов не только другого кино, но и другого зрителя.

Об этом, собственно, но в сугубо теоретической плоскости и шла речь в той статье на страницах "РГ", от которой оттолкнулись гости программы Юлиана Макарова Кирилл Серебренников, Юриий Поляков, Даниил Дондурей и Олег Табаков.

Речь шла о сложном человеке. Надо понимать, в виду имелся сложный автор, сложный герой. И с тем и с другим, как выяснилось, нет проблем. Все упирается в сложного зрителя, слушателя, читателя.

Авторы статьи к своему и нашему сожалению констатировали его дефицит. Участники программы "В главной роли" попытались разобраться в проблеме. И оба театральных режиссера, и культуролог с сознанием ее двойственности пытались найти, подсказать способы ее решения, найти выход из тех трудностей, с которыми связано упрощение "сложного зрителя".

Для писателя Юрия Полякова нет в этом никакой проблемы. Нет самой проблемы "сложного человека". Он придерживается одной немеркнущей истины, провозглашенной известным реформатором Крутицким из пьесы Островского: "Раньше крепче было!" Он ее, правда, несколько подновил: "Классическая литература - духовный иммунитет нации". А современное искусство, по его, - "мрачный путаник".

Ну, хорошо: "Да здравствует классика! Да здравствуют классики!". Но зачем так огорчаться, что в театре Маяковского идет одна классика и в репертуаре нет ни одной пьесы о современности. Хотя бы и пьесы драматурга Юрия Полякова...

...Слава богу, что мы обсуждаем проблему "сложного искусства" и "сложного зрителя" на ТВ. Стоило бы еще порассуждать о том, насколько сложна сама культура как фермент человеческого общежития. Насколько она управляема по щучьему велению или по хотению государственных органов? И можно ли ее утилизировать для пользы дела? И будет ли от этого польза?

 

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ