04.02.2010 00:10
    Поделиться

    Диакон Андрей Кураев: Меня потрясла аскетическая "брань" между Патриархом и митрополитом Кириллом

    Как видно из результатов недавнего соцопроса, общество еще не до конца узнало, какой Патриарх перед ним.

    Предлагаем вам разговор о Патриархе Кирилле с нескольких точек зрения.

    Итак, первый год Патриарха с точки зрения

    ...ЛИЧНОСТИ

    Владимир Вигилянский, протоиерей, пресс-секретарь Патриарха:

    - Мы все знаем Патриарха как человека чрезвычайно яркого. Но за этот год стало также видно, что он полностью выкладывает себя на поприще Патриаршего служения. Он провел более 230 богослужений. Мы, конечно, всегда знали, что он яркий проповедник. Но его проповеди, выступления перед общественностью и молодежью во время Патриаршего служения свидетельствуют: это генератор идей. Он может неожиданно, по-новому, взглянуть на многие события и явления.

    Он уезжает "с работы" намного позже всех и приезжает раньше, полностью отдает себя делу, Церкви.

    Он бесстрашен. Я бывал на некоторых переговорах Патриарха и наблюдал, что он ни разу не пытался мимикрировать, подстроиться под мнение своего собеседника. Всегда отстаивал то, в чем видел истину и интересы Православной церкви. Оставался чрезвычайно деликатным и вежливым, но при этом абсолютно твердым человеком.

    ...АСКЕТИЗМА

    Андрей Кураев, дьякон:

    - Меня больше всего за этот год потрясла борьба Патриарха Кирилла с митрополитом Кириллом. Это была, по сути, аскетическая "брань".

    Сан Патриарха накладывает на личность определенные ограничения. Ты должен быть чем-то вроде "живой иконы". И было видно, как Святейший вел себя прежде всего как Патриарх всей Церкви, а не только тех, кто его любил и ему симпатизировал.

    А самым сильным и ярким делом Патриарха я бы назвал... отсутствие революции. Представляете, потомственный священник получает новое служение, в голове у него - целая программа "Что можно сделать для Церкви". А он не делает, сам на себя накладывает ограничения: подожди, надо вжиться, надо заново всмотреться в жизнь Церкви, теперь уже с патриаршей высоты, и понять плюсы и минусы всех тех возможностей, что открываются. Это аскетическое воздержание очень трудная вещь для творческого человека. Это сродни тому, как св. Иоанну Дамаскину игумен сказал: "Не пиши", и он послушался. Вот и здесь происходит нечто подобное. Человек, великолепно знающий жизнь Церкви, ее проблемы и болезни, знающий христианский мир в целом, хорошо понимающий опыт других православных церквей и христианских конфессий, знающий историю Церкви и понимающий, что в ней многое бывало иначе, не так, как сейчас, - казалось бы, нажми на кнопку, перезагрузи компьютер, а он сдерживается. В этом - чрезвычайно бережное отношение к доверившейся ему Церкви.

    ...ПАСТВЫ

    Алексей Варламов, писатель:

    - Я думаю, всем бросается в глаза, что Патриарх - человек очень молодой. Не по возрасту и рассудительности, а по бодрости, энергетике, активности. Он очень хорошо понимает, что и как надо делать, я никогда не замечал в его словах и действиях хоть какой-то растерянности. Мне кажется, что Патриарх - человек твердый и горячий и в вере, и в поступках, не расходящихся со словами. Вообще-то в Церкви так и должно быть, но мы-то знаем, что мы умеем красиво говорить, а с делами у нас похуже. А вот у Патриарха этой пропасти между словами и делами нет.

    Я думаю, что практические таланты Патриарха никак не идут в ущерб молитвенной сосредоточенности и - в хорошем смысле этого слова - мистицизму.

    По-моему, сегодняшний Патриарх - фигура гармоничная, объединяющая и то направление Русской церкви, которое мы ассоциируем с деятельностью св. Иосифа Волоцкого (деятельное, пекущееся в том числе об устройстве земных дел. - Прим. ред.) и ту ветвь православия, которая связана с именем св. Нила Сорского (нестяжатели, отодвигающие внешнее в угоду внутреннему. - Прим. ред.).

    Все знают, что Святейший - прекрасный оратор. Что Церковь стала играть при нем более активную социальную и политическую роль. Он находит язык не только с верующими, но и с другими группами населения.

    Мне бы не хотелось, чтобы нынешнего Патриарха противопоставляли предыдущему. (У меня в душе не исчезают самые нежные чувства к Алексию II, мне до сих пор невероятно жалко, что он так рано ушел.) Патриарх Кирилл ведет себя иначе и выглядит иначе, и позиционирует себя иначе. Но я с благоговением отношусь и к тому, и к другому, прежде всего потому, что они - Патриархи.

    соцопрос

    71 процент россиян знают, кто сегодня Патриарх Русской православной церкви. 26 процентов - не знают.

    48 процентов относятся к нему с уважением, 24 - с симпатией, 22 - с надеждой, 21 - с доверием, 10 процентов - восхищены, 3 процента чувствуют любовь. С другой стороны, 7 процентов безразличны, 2 - чувствуют недоверие, 1 - разочарование. Причем чувства перераспределяются от надежды к уважению и восхищению.

    78 процентов опрошенных не заметили изменений в деятельности РПЦ после восхождения на Патриарший Престол Кирилла.

    Поделиться