14.01.2010 00:35
    Поделиться

    В ЕАО построят мост из России в Китай

    На переговорах делегаций Еврейской автономной области и китайской провинции Хэйлунцзян решено приступить к строительству железнодорожного моста через Амур из России в Китай. Он соединит порт "Нижнеленинское" и город Тунцзян.

    Стройку Россия и Китай намерены вести совместно. Над проектом международного моста работают проектные институты из Москвы и Тинцзиня. Особая сложность работы в том, что в наших странах действуют разные нормативы при расчетах  прочности конструкций и высоты пролетов, необходимой для пропуска речных судов при подъеме воды.

    В начале февраля российская техническая документация по мосту передается на экспертизу.

    - Нормативные сроки экспертизы - три месяца. И в мае мы готовы начать строительство мостового перехода с нашего берега Амура, - заверил генеральный директор российской компании-инвестора Сергей Лавриков.

    В то же время он выразил опасения по поводу задержек, которые могут возникнуть с китайской стороны. Когда строительная документация будет подготовлена россиянами, в Китае начнется празднование Нового года по восточному календарю, и две недели в стране работать не будут. К данной проблеме руководитель провинции Хэйлунцзян Сунь Яо отнесся серьезно, заявив: "Мы постараемся решить этот вопрос".

    Проект строительства международного мостового перехода через Амур уже не является местной инициативой. Основой для взаимодействия приграничных территорий сегодня служат проекты, включенные в программу сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и северо-востоком КНР, утвержденную в ходе встречи президента России Дмитрия Медведева и председателя КНР Ху Цзиньтао 23 сентября 2009 года.

    Предполагаемый годовой объем перевозок по постоянному мостовому переходу в ЕАО - 15-20 миллионов тонн

    Возможность отправлять грузы на экспорт по железной дороге через ЕАО, а не через пункты пропуска в Хабаровском крае или порты Приморья привлекательна для многих соседних с Еврейской автономией территорий. Путь для экспортных товаров сокращается на 1700 километров. По прогнозам специалистов института "Дальгипротранс", предполагаемый объем перевозок по данному маршруту к 2015-му достигнет 15-20 миллионов тонн в год.

    Китайская сторона выдвинула еще одну интересную инициатив. Соседи предлагают уже сейчас приступить к решению вопроса о въезде российских туристов на собственном легковом автотранспорте в уездный город Тунцзян. В ответ ожидается разрешение въезда машин китайских туристов в Биробиджан. В поддержку предложения приводится аналогичный опыт между Забайкальским краем и Маньчжурией - приграничной станцией КНР.

    - Но там пункт пропуска сухопутный, а у нас - речной, - возразил губернатор ЕАО Николай Волков. - В настоящее время завершается реконструкция Нижнеленинского порта, откуда через Амур будет ходить паром. Он сможет перевозить и легковые автомобили. Это, скорее всего, произойдет в 2011 году.

    Между тем китайская сторона намерена подготовить для такого соглашения нормативную базу. Соседи даже считают возможным открыть движение транспорта по нынешнему зимнему понтонному мосту в Ленинском, который используется для переправы грузового автотранспорта.

    - Сперва будет возможность посещать Тунцзян, а потом - Цзямусы и Харбин, - пообещал китайский губернатор.

    В ответ, как считает Сунь Яо, последует встречный поток с северо-запада Китая в Еврейскую автономию.

    Но пока, по мнению руководства ЕАО, этому препятствуют неразвитость туристической инфраструктуры области и состояние автодорог.

    - Основные трассы, ведущие к крупным населенным пунктам, будут реконструированы к 2013 году. Тогда появится больше возможностей для туризма. Но прежде чем делать упор на развитие туристической сферы, следует добиться увеличения грузопотока между нашими странами, - сказал Николай Волков.

    Губернатор Хэйлунцзяна высказал желание наладить экспорт китайского риса в дальневосточные города через Нижнеленинский речной порт. (В советские годы через него проходило до 100 тысяч тонн импортного зерна). Правда, у китайской стороны нет четкого представления, в каких объемах этот груз может поставляться на российский Дальний Восток и насколько будет востребован сейчас.

    Соседи выдвинули и идею, пока необычную для приграничного сотрудничества: создать на территории Еврейской области сельскохозяйственную научно-техническую экспериментальную зону. В ЕАО сегодня действует государственная опытная сельскохозяйственная станция в селе Башмак Ленинского района. Она единственная из уцелевших до наших дней государственных станций на Дальнем Востоке.

    мнения

    Татьяна Комарова, научный сотрудник Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН:

    - ЕАО имеет относительно развитую транспортную инфраструктуру, уступая в плотности железнодорожных путей только Приморскому краю. Благоприятные возможности транспортно-географического положения области как транзитного моста между Европой и Азией необходимо использовать в полной мере.

    Евгений Чадаев, политолог:

    - Железнодорожный путь в Китай способен резко изменить не только грузооборот между российским Дальним Востоком и северо-западом КНР, но и характер уже сложившихся взаимоотношений между дальневосточными территориями и Китаем, а также между самими субъектами РФ.

    Поделиться