12.01.2010 00:20
    Поделиться

    Сергей Борисов: В 2009 году начали решаться проблемы малого бизнеса

    Невозможно оценивать итоги 2009 года в отрыве от темы глобального экономического кризиса. В наиболее сложной ситуации оказался реальный сектор экономики, что не могло не сказаться на темпах экономического развития и социальной стабильности. Вспомните, обсуждали ли мы до кризиса, например, проблему моногородов? А ведь она возникла не вчера. Сколько раз мы поднимали тему низкой эффективности наших промышленных гигантов, привыкших работать "за забором", не создавая вокруг себя конкурентного поля из малых и средних предприятий? Эти предприятия первыми встали в очередь за государственной помощью. И таких примеров много.

    Чтобы выяснить влияние кризиса на малые предприятия, мы в течение года опрашивали предпринимателей в разных регионах страны. Результаты эволюционировали в зависимости от принимаемых решений в сфере малых и средних предприятий (МСП). Например, с 1 мая 2009 г. вступил в силу закон, изменивший саму идеологию осуществления проверок в нашей стране. И предприниматели уже в начале осени констатировали уменьшение административного прессинга.

    Другой прорыв года, безусловно, связан с действиями руководства МВД России. Фактически начался процесс построения качественно новых отношений между правоохранительными органами и малым бизнесом. Мы провели несколько совместных видеоконференций. Получаем оперативный отклик от МВД, если возникают конфликтные ситуации во взаимоотношениях предпринимателей с сотрудниками милиции. И, по данным нашего мониторинга, в ноябре с. г. почти в 3 раза (по сравнению с январем) сократилось количество предпринимателей, отмечающих факты противоправных действий со стороны правоохранительных органов.

    Хочу отметить высокую степень эффективности работы Минэкономразвития России, Генпрокуратуры РФ, ФАС России, Роспотребнадзора в сфере МСП. Активно поработала в этом году также Госдума, приняв ряд важнейших законов.

    В то же время, как показал мониторинг, увеличилось давление со стороны налоговых органов. Среди других серьезных проблем - спад спроса на продукцию, дефицит финансов, повышение тарифов, неплатежи покупателей, ужесточение условий поставщиков, налоговые ставки.

    Мы высоко оцениваем меры по поддержке малого бизнеса, которые были предприняты государством. В частности, принято решение о сокращении налоговой нагрузки по упрощенной системе - с 15 до 5%. В апреле прошлого года председатель правительства Владимир Путин объявил об увеличении верхнего порога по УСН до 60 млн рублей. До 10,5 млрд рублей возросло финансирование федеральной программы поддержки малого бизнеса. Помощь государства через Внешэкономбанк увеличилась до 30 млрд рублей. Плательщики ЕНВД были освобождены от обязательности использования контрольно-кассовой техники. Требования к обеспечению заявки для участия МСП в борьбе за госзаказ снижены с 5 до 2%. Принят Закон "О кредитной коопе рации". Вступил в силу закон, предусматривающий создание при бюджетных научных и образовательных учреждениях коммерческих предприятий. Начался процесс сокращения обязательной сертификации. И это только некоторые из принятых решений. Сейчас наша задача - понять, как все новые законы работают на практике, отследить нарушения и грамотно на них реагировать.

    Нам еще предстоит сделать многое для качественного и количественного роста малого бизнеса. Решить проблемы, связанные с недостатком площадей, налоговым администрированием, ответственностью чиновников и т.д. Но государство сейчас демонстрирует высокую степень заинтересованности в развитии предпринимательства. А значит, все получится.

    Поделиться