10.12.2009 00:44
    Поделиться

    Тюмени грозит транспортный коллапс: частные перевозчики не хотят возить льготников бесплатно

    Частные автотранспортные предприятия Тюмени предупредили о возможности отказа от перевозки федеральных и региональных льготников, поскольку затраты предпринимателям не компенсируются.

    Официальные лица от комментариев воздерживаются, дают лишь понять: конфликт исчерпан. В главном управлении строительства Тюменской области, которое курирует и пассажирский транспорт, для урегулирования проблемы создана рабочая группа. Некоммерческое партнерство "Союз частных перевозчиков", исполняющее роль своеобразного профсоюза предпринимателей и водителей, в ожидании. На митинге, который провел союз с санкции мэрии, принята резолюция в адрес губернатора: если положение не изменится, не исключено, что автобусники откажутся перево­зить кого-либо безвозмездно.

    У льготников альтернатива одна - дожидаться на остановках прихода автобусов, принадлежащих двум городским автотранспортным предприятиям - ныне акционерным обществам. Количество так называемых муниципальных машин заметно уступает парку индивидуальных предпринимателей. На популярных маршрутах частные автобусы давно доминируют, без них пассажирские перевозки в областном центре могут быть просто парализованы, тем более что троллейбусное сообщение ликвидировано.

    В Тюмени уже был досадный прецедент: в 2007 году десятки предпринимателей не выпустили автобусы на линии по причине несогласия с величиной и порядком компенсации за перевозку муниципальных льготников. Забастовка всколыхнула город, но длилась, к счастью, считанные часы. Сейчас о муниципальных льготниках речь не идет, расходы из местной казны возмещаются исправно. А вот на перевозках "федералов" и "регионалов" каждый автобус недоберет за год 1-2 миллиона рублей, утверждает директор партнерства Александр Костырев.

    По грубым подсчетам, общий долг перед перевозчиками доходит до 200 миллионов рублей. По словам Костырева, власти его признают, причем сводные данные электронной транспортной системы свидетельствуют о том, что львиную долю льготников перевозят именно частники. Получается удивительный расклад. Два бывших муниципальных ПАТП с обновленным парком машин едва сводят концы с концами, получая компенсацию за всех льготников плюс дотацию за разницу между ценой билета (12 рублей) и себестоимостью перевозки. Вилка достигает 4-5 рублей. Мелкие предприниматели (для них установлен аналогичный тариф) обходятся минимумом компенсационных выплат, однако не разоряются. Спрашивается, какой прок в крупных АТП?

    Однако без них Тюмень тоже ожидает коллапс. Вчерашний муниципальный транспорт, как и прежде, бросают на невыгодные "садовые" маршруты, он связывает центральные районы города с малонаселенными окраинами. За эти направления частники не берутся - боятся прогореть. Объединись они на экономической базе, тогда можно делить, подобно муниципалам, выручку от прибыльных и невыгодных маршрутов. Но объединяться не хотят.

    Давно, уже второе десятилетие, роли перевозчиков расписаны. Игра идет как по писаным, так и по неписаным правилам. В ответ на нынешние претензии частников городское управление по транспорту парирует: пусть открывают свои карты, тогда и причитающееся получат. Экономика полутеневая, подчеркивают в мэрии, часть заработка выдается в конвертах.

    - Мы просим предоставить выверенный транспортный тариф - в соответствии с постановлением правительства, нормативами, методиками, - говорит главный специалист управления Ирина Лобазникова. - Одна из составляющих - базовые траты топлива на машину определенной модели. Между тем у владельцев подер­жанных автобусов-иномарок, уже отбегавших свое на европейских дорогах, нет для этого необходимой документации.

    Контролирующие инстанции предъявляют свои претензии: нередко и владельцы авто, и водители ради выручки пренебрегают требованиями безопасности. Несколько лет автоинспекция боролась с нелепым и опасным состязанием - уличными гонками автобусов. Они обгоняли друг друга с целью "отобрать" у конкурента на ближайшей остановке пассажиров. Вроде приструнили лихачей. Сложнее наложить табу на эксплуатацию неисправных машин. Дошло до возбуждения уголовных дел.

    - У предпринимателей налог упрощенный - на вмененный доход. Вся бухгалтерия в голове да в записной книжке. Классический малый бизнес. Но он не совсем вписывается в привычные схемы организации пассажирских перевозок в большом городе, - поясняет экономист-аналитик в сфере автомобильного транспорта Дмитрий Губарев. - Допустим, частники создадут пару солидных автохозяйств, наймут специалистов, арендуют производственные площадки, перейдут на иную налоговую отчетность. Очевидно, 12-рублевый тариф их уже не устроит. Из бюджета доплачивать вряд ли станут, придется повышать стоимость билета. Зачем власти головная боль? Проще сохранить статус-кво.

    И все-таки без единых и четких правил игры для перевозчиков недолго "заехать" в тупик. Сейчас конкурс на автобусные перевозки на муниципальных маршрутах проводится среди АТП. Они вписывают в лот требуемое по условиям количество машин. Поскольку своих недостаточно, включают частные. У предприятий функционируют даже отделы по работе с индивидуальными предпринимателями. Последние ощущают себя зависимыми, но и к самостоятельности не рвутся.

    Отчего бы, предлагает Дмитрий Губарев, не обратиться к опыту европейских городов, где муниципалитеты перечисляют перевозчику определенную контрактом сумму на бензин, зарплату, амортизацию - в зависимости от напряженности, протяженности маршрута. Дополнительный доход, если таковой образуется, идет в казну. Но там электронная система наблюдения, жесткий спрос. В Тюмени же так и не сумели оснастить автобусы, а тем более маршрутки навигационными приборами, чтобы отслеживать график движения. Отсюда, в частности, ранний и безнаказанный уход частников с маршрутов после восьми часов вечера.

    От откровенного разговора уходят не только чиновники. Бизнесмены, водители также отмалчиваются: обсуждать наболевшее открыто, за большим столом теперь не принято.

    Поделиться