Будет ли создана в столице Поморья администрация Северного морского пути (СМП)? Как обеспечить проходимость и безопасность судов в условиях Арктики? Ответы на эти и другие вопросы искали участники морского партнериата, состоявшегося в Архангельске.
Северный морской путь не только самая коротка морская трасса, соединяющая Европу с Азией, но и единственная транспортная магистраль, по которой будут в ближайшее время вывозиться нефть, газ, цветные металлы, добытые на арктическом побережье и шельфе северных морей. Только нефтегазовый потенциал приполярной зоны составляет более 100 миллиардов тонн (30 процентов мировых запасов). Освоение месторождений и вывоз продукции могут быть гарантированы мощными ледоколами и транспортными судами ледового класса, специальной системой безопасности судоходства и охраны окружающей среды.
В течение 30 лет круглогодичная навигация в западном районе Арктики обеспечивается атомным ледокольным флотом. На трассах СМП действуют десять линейных ледоколов, из них шесть - атомных. Работают более 60 транспортных судов, имеющих различные ледовые классы.
Развитие ледокольного флота определено федеральными целевыми программами, которые будут финансироваться за счет средств российского бюджета. Планируется к 2020 году построить три универсальных атомных ледокола типа ЛК-60Я мощностью 60 мегаватт и пять дизельных типа ЛК-25-Д мощностью 20-25 мегаватт. Новые атомные ледоколы заменят пять действующих.
В морской доктрине России на период до 2020 года предусматриваются государственное финансирование затрат на строительство, создание специализированной системы базирования атомного ледокольного флота. Будет создаваться и концептуальный проект еще одного атомного ледокола мощностью 110-130 мегаватт для работы в любых условиях арктического бассейна.
Развитие транспортного флота будет осуществляться, скорее всего, за счет средств ресурсодобывающих компаний. При этом государство готово поддержать предприятия, выделяя субсидии на погашение части процентной ставки по банковским кредитам, взятым на постройку судов под российским флагом на отечественных заводах.
Развитие СМП как единого инфраструктурного транспортного объекта невозможно не только без улучшения ледокольного, но и гидрографического, аварийно-спасательного обеспечения, совершенствования средств связи и реконструкции портов. До 2020 года планируется развертывание станций ГЛОНАСС - GPS вдоль всех традиционных трасс Северного морского пути. Реализация этих планов позволит использовать станции для проведения гидрографических, дноуглубительных работ, лоцманских проводок судов на всех участках сибирских рек. Действовавшая до середины 1990-х годов система связи в Арктике базировалась в основном на наземных каналах. Сегодня они практически прекратили существование - изменились технологии морской связи в принципе.
Плавание по северным трассам по законам России и в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву возможно для судов всех государств. Частным перевозчикам оказываются государственные услуги, включая ледокольные проводки, навигационное обеспечение. К задачам государства относятся также создание инфраструктуры Севморпути, системы страхования, определение тарифов.
Первым шагом к практическому управлению трассой должна стать организация федерального государственного учреждения "Северный морской путь". Вопрос о географическом нахождении администрации ФГУ до сих пор не решен. И хотя раздавались голоса о необходимости размещения управляющей структуры в Архангельске, сегодня в минтрансе склоняются к тому, что базироваться она должна в Москве - поближе к федеральным структурам.
Николай Монько, начальник отдела Северного морского пути Федерального агентства морского и речного транспорта:
- В протоколе Морской коллегии, заседание которой состоялось в Архангельске летом текущего года, прописано: проработать вопрос об администрации Северного морского пути. Но начнем с того, что пока нет решения о создании самого ФГУ, непонятно, в какие сроки оно может появиться. Надо четко понимать задачи и функции этой организации и уже тогда думать, где будет находиться ее администрация. Я уверен, что для любой иностранной компании, которая решила провести груз по трассам СМП, должно быть создано нечто вроде "единого окна". Клиент платит деньги и не имеет никаких проблем ни с таможней, ни с пограничниками, ни с другими структурами. А такую работу лучше делать в Москве, где находятся все министерства и ведомства.