12.11.2009 00:01
    Поделиться

    Марат Сафин завершил свою спортивную карьеру поражением от Хуана Мартина Дель Потро

    Говорят, Париж стоит мессы. Может быть, именно поэтому свой "самый заключительный" турнир россиянин Марат Сафин проводит во французской столице? А где еще совершать столь кардинальные изменения в жизни!

    Впрочем, может, больше подходит другое известное высказывание - о том, что Париж - это "праздник, который всегда с тобой"? И Сафин хочет как бы продлить торжество, ведь он побеждал здесь чаще, чем где бы то ни было. Три раза - в 2000, 2002, 2004 годах - становился чемпионом на стадионе "Берси".

    "Все гораздо проще и банальнее, - объяснял корреспонденту "РГ" сам Марат, не склонный к пафосу и красивым аналогиям. - Парижский "Мастерс" - последний турнир в сезоне, за ним следуют только итоговое первенство ATP, да финал Кубка Дэвиса".

    Помнится, еще весною, когда сборная России играла в первом круге против румынской команды, Сафин, уже объявивший тогда о завершении карьеры, признавался: "Было бы здорово поставить точку, выступая в финале Кубка Дэвиса". Но для этого, замечу, нам после Румынии нужно было выиграть в гостях у израильтян, а потом дома у испанцев. Мы же, как известно, были остановлены теннисистами Земли обетованной. Кстати, победы России в Кубке Дэвиса - в 2002-ом и 2006-ом - Сафин считает своими самыми, наряду с двумя титулами "Большого шлема", значимыми достижениями в карьере. И особенно - выигрыш в финале в 2002 году у французов, это было как раз на парижском стадионе "Берси".

    Чего уж таить: Сафин хотел, конечно, на прощание добиться победы на каком-нибудь турнире, хлопнуть по-хорошему дверью. Ведь с Открытого чемпионата Австралии 2005 года ему не покорился ни один турнир - имеются в виду выступления в индивидуальном разряде. На словах - нет, а на корте он очень старался добиться победы. Особенно в Москве, Петербурге и сейчас Париже.

    Увы, не получилось. Но временами все равно блистал на теннисной площадке 29-летний Марат - вспомнить хотя бы его победу над соотечественником Николаем Давыденко на "Кубке Кремля". Однако я поймал себя на мысли: беседовать с Сафиным стало куда интереснее, чем следить за его игрой.

    "Из спорта, по вашему, нужно на красивой ноте уходить?" - спрашивал автор этих строк Марата. А Сафин отвечал в свойственной ему манере - напускного безразличия. "Лишь бы было тебе комфортно, - говорил он. - Абсолютно все равно - уходишь ты на красивой ноте или на некрасивой. Хочешь устроить себе красиво - пожалуйста. Не хочешь - уходи, как получится. Важно то, что ты при этом чувствуешь. А не то, что говорят люди".

    В Париже он "устроил себе красиво". В матче первого круга Сафин, сражаясь с малоизвестным французом Тьери Асьоном, "живописно" висел на волоске от поражения. Россиянин взял первый сет - 6:4, а вторую партию упустил с таким же счетом. В решающем сете Сафин безнадежно проигрывал на своей подаче - 4:5 и 15:40. Волновался, злился страшно, но старался не показывать виду - только замахивался ракеткой, чтобы ее разбить, однако не делал этого. По залу прошелся "предпрощальный" шумок: по замыслу организаторов, если для Сафина это был бы последний матч, то на большом экране "Берси" появились бы известные теннисисты, которые бы говорили добрые слова в адрес Марата...

    Но нет. Сафин решил задержаться в Париже. И... дважды подал навылет, отыгрался, а потом сумел победить на тай-брейке. Когда он выполнял сумасшедшие по силе и точности подачи, - да еще в такой момент! - подумалось, вот как Марату помогают гены и мамы, и папы! Талант в руках, ногах, голове сына - да и дочери, конечно, Динары, - огромный.

    А сам же Марат после этого, как всегда, шутливо сказал: "Эйсы, возможно, лучший способ отыгрывать матчболы. Не нужно бегать по всему корту и надеяться, что парень, стоящий по ту сторону сетки, ошибется. Просто играть в высоком темпе. Мне очень повезло, что я смог дважды подать таким образом на матчболах, и это значит, что мне нужно будет сыграть в Париже еще один матч".

    Вчера Сафин встречался с аргентинцем Хуаном Мартином Дель Потро, пятой ракеткой мира. Это было их первое и, получается, последнее рандеву. Перед матчем Сафин не испытывал никаких иллюзий:

    - Судя по тому, как Дель Потро сейчас играет, вряд ли у меня есть шансы. Но я собираюсь попробовать обыграть его. Почему бы нет? Если я буду подавать хорошо, а он не покажет своей лучшей игры, то у меня будут шансы. Короче, я не думаю, что мне по силам его победить, но провести-то приличный матч я могу".

    Так и произошло. В красивом и упорном поединке Марат проиграл - 4:6, 7:5, 4:6. А потом прошла церемония, посвященная завершению карьеры Сафина. На корт парижского стадиона вышли действующие теннисисты серб Новак Джокович, француз Жиль Симон, хорват Иво Карлович, испанец Томми Робредо, а также уже завершившие высупления в профессиональном туре француз Сердик Пиолин и Альберт Коста из Испании. На большом экране показали ролик с лучшими моментами игры Марата, а после ведущие теннисисты пожелали Сафину удачи в дальнейшей жизни. По завершении на экране появилась надпись на французском: "Спасибо за все, Марат! До скорой встречи!" Кроме того, Сафину вручили приз, внутри которого - огромный ключ как символ того, что двери в Париж для теннисиста всегда открыты. Интересно: запись телевизионного обращения Николая Давыденко к Марату проводилась сравнительно давно, в тот момент, когда в в Москве проходила жеребьевка "Кубка Кремля"-2009. По рассказу Коли, как только он сказал что-то доброе о Сафине, он узнал: ему играть в первом круге традиционного столичного турнира как раз против Марата.

    Во время своеобразного шоу прощания Сафин сказал, что доволен тем, как сложилась его карьера. "Надеюсь, что сумею найти себя и после тенниса, - заметил он. - Это нелегко, но и на корте мне пришлось пережить немало тяжелых моментов. Если я сумею хотя бы на десять процентов от своей теннисной карьеры быть успешным в новой жизни, то буду удовлетворен".

    Между прочим, раньше Сафин обещал устроить небольшую вечеринку. "Позову Шамиля Анвяровича Тарпищева, Женю Кафельникова, наших ребят, с которыми играл", - говорил Марат. Любопытно, что Тарпищев всегда в шутку говорит, что, например, Евгений Кафельников "зажал" свой уход из тенниса. Но до сих пор витают в воздухе слухи о том, что Женя устроит все-таки прощальный банкет - может быть, сыграет показательный матч с Сампрасом. А, может, теперь, с Сафиным?

    Между тем теннисный Париж в эти дни только и говорит о русских. Кроме как о Сафине еще и о Николае Давыденко. Один, понятное дело, прощается с теннисом, а другой - самый первый и самый реальный кандидат на две остающиеся вакантными путевки на итоговый чемпионат мира, который пройдет с 22 по 29 ноября в Лондоне. И решится все в Париже.

    Николай выиграл стартовый матч и теперь в четверг сразится с Робином Содерлином. Между прочим, этот швед также может попасть в "восьмерку" сильнейших, но для этого ему как минимум нужно во французской столице добраться до финала. Но если для Содерлинга, как и для француза Жо-Вильфреда Цонга и чилийца Фернандо Гонсалеса, шансы оказаться в Лондоне невысоки, то для испанца Фернандо Вердаско - вполне реальные, он идет восьмым в рейтинге, вслед за Давыденко.

    Впрочем, может еще одно местечко освободиться - если снимется с финального турнира американец Энди Роддик, не играющий в последнее время из-за травмы.

    Но - вновь о Марате Сафине. Вспоминая последние беседы с ним, хочу выделить некоторые моменты - они связанны с представлениями теннисиста о том, чем он будет заниматься.

    - Знаю одно: я не буду сидеть в офисе с восьми до восьми, - говорил Сафин. - Останусь при спорте. К тому же буду ездить. Я же не ищу работу, которая была бы мне в тягость. А ту, которая мне будет в кайф, которой я смогу заниматься с интересом. Я не хочу тупо ходить с портфелем, в галстучке, перебирать бумаги. Самое ужасное для мужчины - это потолок. Быть обычным функционером, никуда не стремиться. Нарисовать себе потолок жизненный, некий уровень - и все, на этом конец. Такая ситуация угнетает. Мне это неинтересно. Мне нравится, когда есть рост и есть, чего нужно добиваться.

    Марат не скрывает, что в "трудоустройстве" ему "помогут Шамиль Тарпищев, еще пару человек". Есть предположения, что Сафин будет в дальнейшем координировать работу целой сети теннисных академий - о создании такой сети давно мечтает президент ФТР. Еще деятельность Марата может заключаться в том, что он - благодаря своему авторитету - будет привлекать спортсменов для участия в международных турнирах, проходящих в России - это и "Кубок Кремля", и соревнование ATP в Петербурге. К тому же, возможно, у нас появится еще один профессиональный турнир - в Казани. Впрочем, подобную работу в качестве "посла российских турниров" Сафин уже выполняет.

    К тому же Марат не скрывает, что хочет участвовать в показательных и ветеранских состязаниях. Кстати, он уже заявлен на участие в выставочном турнире в Гонконге, который пройдет в начале января. Интересная формула этого первенства: от каждой команды выступят по две профессиональные теннисистки и по одному "теннисисту-пенсионеру". Так, собираются сыграть швед Стефан Эдберг, Майкл Чанг. А от нас - Сафин вместе с Марией Шараповой и Верой Звонаревой. Правда, корреспонденту "РГ" Сафин в Петербурге сказал: "Вряд ли, хотя не исключено". Как обычно - никогда не поймешь, когда Марат говорит серьезно, а когда в шутку. Но то, что мы увидим его еще на корте - это точно.

    Поделиться