29.10.2009 19:41
    Поделиться

    Удвоение "Адмирала": пара фильмов о Колчаке лучше, чем один?

    Когда говорят о телефильме "Адмиралъ", часто произносят такие слова, как "самый масштабный", "уникальный", "впервые".Например, говорят о том, что впервые режиссер Андрей Кравчук параллельно работал над двумя картинами сразу: снимал полнометражное кино и десять фильмов о Колчаке для трансляции в эфире. Снимал две разные версии одного сюжета. Так ли это на самом деле? Мы поинтересовались у Андрея Кравчука.

    Российская газета: Снимать две картины про Колчака, полнометражный фильм и телекино, - титанический труд. Не было желания разделить сферы влияния? Ведь сценарий для двух картин писали разные сценаристы, почему было не отдать часть работы второму режиссеру?

    Андрей Кравчук: Мне было очень сложно, но не только потому, что я занимался двумя проектами, которые на самом деле, можно сказать, почти один, - мне для телеверсии приходилось переснимать некоторые эпизоды заново. Плюс снимать те сцены, которых в полнометражном кино не было. Самое важное было всю работу делать одинаково качественно, хотя при таком долгом забеге полтора года съемок - это было тяжело.

    РГ: Какие эпизоды переснимали и почему?

    Кравчук: Много их было… Сейчас все и не вспомню. Переснимали потому, что нам нужно было получить другое разрешение кадра, нежели в кино.

    РГ: То есть только по техническим параметрам вам эти эпизоды не подходили?

    Кравчук: Сроки, даты, кто кого увидел… Понимаете, телеверсия более подробна, герои совершают путешествие в пространстве и времени. География жизни Колчака в телекино более обширна: он, к примеру, попадает в Харбин. Кино такого масштаба перемещений героя выдержать не могло. Иначе мы бы стали делать биографический фильм и погибли бы - запутались в материале.

    РГ: То есть в сериале вы хотели сконцентрировать внимание зрителя на биографии Колчака, а не на его любовной истории с Тимиревой?

    Кравчук: Любовная история оставалась. Просто появились новые, важные для меня моменты. Мне хотелось более убедительно раскрыть ситуацию, в которую попадает Колчак. У него есть жена, отношения с ней хорошие. Колчак влюбляется в Тимиреву не оттого, что семейная жизнь ему опостылела, просто так случилось. Второе - мне хотелось показать, что для Колчака эта влюбленность - серьезная нравственная проблема, из которой сложно выпутаться. Третье - аналогичная беда и у Тимиревой. Обе эти семьи полнокровные, с детьми… Но люди запутались. Пытаются идти на компромисс. Это интересно исследовать, за этим интересно следить. Еще мне хотелось подробнее воссоздать эпоху, атмосферу времени. Проследить, как разрушается жизнь людей, приходит к катастрофе. И уже на этом фоне проследить и Гражданскую войну, и подумать над тем, что она не только борьба за идеи, но и вражда брата с братом, ситуация, когда человек не может существовать без жестокости.

    РГ: Хотели ли вы показать новый взгляд на Белое движение? Отойти от традиции советского кино, в котором "красные" были всегда хорошими, а "белые" - плохими?

    Кравчук: Я точно не хотел поменять их местами. Объективную историю в такой сложной эпической структуре тяжело соблюсти. Показать, как хорошо живут господа и как мучаются крестьяне, - это значит погубить кино. Мне хотелось увидеть жизнь глазами разных героев, тех людей, у которых рухнул их привычный мир, а они стараются его защитить. И у "белых", и у "красных" была своя правда. Мне кажется, что для кино важен человек, который в ситуации краха всего либо сохраняет свое достоинство, либо теряет себя. Это очень хорошо видно на примере Тимирева, у него рушится семья, затем хребет ему ломает война, он превращается в растерянного, раздавленного человека с горькой судьбой.

    РГ: Как на ваш режиссерский взгляд, кто-то из актеров в телеверсии проявил себя ярче, чем в кино?

    Кравчук: Больше пространства появилось и у Анны Ковальчук, и у Лизы Боярской, у Кости Хабенского тоже. Их герои стали более сложными, разноплановыми. К тому же добавились дополнительные персонажи, которые, как мне кажется, помогают полифоничному звучанию фильма.

    РГ: Если чуть-чуть вернуться в прошлое, то вы перед выходом "Адмирала" в прокат говорили о том, что вам было сложно найти на главные роли благородных мужчин и благородных женщин…

    Кравчук: Сложно было найти личностей. Есть талантливые артисты, но неярко выраженные личности. В кино такую категорию, как "личность", тяжело имитировать, невозможно воссоздать. Актеру нужно мировоззрение, внутренний стержень. Это я хотел найти, потому что герои нашего фильма, безусловно, яркие личности. Всего у нас в фильме 150-200 персонажей. Много. Так вот, мне хочется, чтобы их появление на экране не было безликим.

    РГ: Но с актерами - личностями сложнее работать, не так ли?

    Кравчук: Не для меня. Мы еще "на берегу" услышали друг друга, а потом "отправились в плавание".

    РГ: Если подсчитать все время, затраченное вами на двух "Адмиралов", то получается, что вы потратили пять лет жизни. Читали документы, протоколы допроса Колчака, мемуары, дневники, опросили историков, собрали мнения экспертов. Даже научную работу Колчака об образовании льдов. Каким перед вами предстал этот человек и удалось ли вам отразить его личность в двух фильмах?

    Кравчук: Колчак был очень противоречивой личностью. Например, генерал Жанен, который адмирала предал, в своих мемуарах писал, что Колчак был никудышный офицер, психопат, неврастеник, еще и морфий колол.

    Первый биограф Колчака - Смирнов, прошедший с ним весь жизненный путь, писал о Колчаке как о благородном, преданном родине офицере. Другие говорили, что он был очень вспыльчивым, возбудимым и в то же время идеалистом, романтиком.

    Факты биографии у Колчака тоже увлекательные. Он проводил полярные исследования, заработал воспаление легких и суставов. Он был полуживым после второй полярной экспедиции, а тут началась Русско-японская война. Колчак сразу же отправил прошение о том, чтобы пойти на фронт… Колчак был человеком, который возглавил Белое движение, принял поражение этого движения и принял свой смертный час. Показать Колчака в буквальном соответствии всем этим точкам зрения на него было невозможно, нужно было найти свое понимание его фигуры.

    РГ: Вы сразу увидели Хабенского в этом сложном образе?

    Кравчук: Не сразу. Но об этом говорить неэтично. У Кости получилась блестящая работа.

    РГ: Правда ли то, что от некоторых эпизодов вам пришлось отказаться даже в длинной телеверсии? В частности, говорят, что были построены декорации Порт-Артура и снята история о полярных экспедициях адмирала Колчака?

    Кравчук: У нас были запланированы два фильма, один из которых был посвящен Порт-Артуру, второй - полярным экспедициям. Мы сшили костюмы, даже сняли два эпизода для этих серий. Но в какой-то момент из-за финансовых и других соображений решили отказаться от съемок. В том числе чтобы в истории Колчака не было скачков во времени.

    РГ: Кстати, по поводу костюмов. Вы шили для актеров ортопедические корсеты?

    Кравчук: Некоторым - да. Чтобы осанка была. Вы посмотрите на наших современников - они все сутулятся. Все время сидят за рулем, за чаем, мало кто умеет держать спину. Корсеты помогали актерам чувствовать себя в нужной форме.

    РГ: Бюджет двух фильмов составляет 20 миллионов долларов. Сериал из этих денег съел большую часть?

    Кравчук: Я же снимал непрерывно, деньги не делил. Скорее, можно выделить самый дорогостоящий эпизод, который нам хотелось сделать наиболее выразительным, - это битва между кораблями "Сибирский стрелок" и "Фридрих Карл", которая длится восемь экранных минут. Эта сцена потребовала от нас месяца тяжелой непрерывной работы, за которой последовала компьютерная доработка.

    РГ: Говорят, что некоторые виды съемки, задействованные в сериале, например на открытой воде, - в России не проводились больше двадцати лет. Актерам пришлось стать настоящими моряками и выходить в море несколько дней подряд рано утром и возвращаться с заходом солнца. Как это было и откуда взялась эта цифра: двадцать лет? Может, вспомните картину, в которой в последний раз было нечто подобное?

    Кравчук: Мне сложно сказать, может быть, такие съемки в России регулярно кто-то делает. Я могу ответственно говорить, например, о том, что Костя Хабенский до начала съемок провел две недели с моряками на ракетном крейсере. Две недели в море. Жил с ними, наблюдал.

    Когда мы снимали военно-морской бой, то в шесть утра вся группа грузилась на корабль и возвращалась в порт к девяти вечера. И так - месяц. Все ели таблетки против качки, дышали дымом и гарью. Жили в боевых условиях. Поздно вечером мы видели огоньки порта и радовались тому, что возвращаемся на землю.

    РГ: Морские привычки появились? Пить ром, например, курить трубку?

    Кравчук: Мы же работали. Помню, что потом кровать подо мной качалась в гостинице. Было такое чувство, что все еще в море.

    РГ: Вы сериал сейчас смотрите?

    Кравчук: Не успеваю. Смотрел первую серию. Было интересно, как там свет, звук…

    РГ: Отклики читаете? Например, в Интернете пишут, что Колчак, несмотря на всю противоречивость сложной натуры, о которой и вы говорили, получился слишком идеальным.

    Кравчук: Но он действительно был блестящим военно-морским офицером, сделал великолепную карьеру. Этого нельзя отрицать. А Интернет я не читаю, ведь там много анонимных пользователей, которые оставляют свои высказывания, словно они на заборе пишут. Те люди, которым я доверяю, говорят мне о том, что им смотреть телеверсию интереснее, чем кинофильм.

    Поделиться