27.10.2009 00:58
    Поделиться

    Общественный совет ЦФО предложил доработать законы в поддержку бизнеса

    Проблемы реализации законодательства в сфере предпринимательства обсудили на конференции в Воронеже члены комиссии по вопросам регионального развития, местного самоуправления и предпринимательства Общественного совета ЦФО. Законы устраивают в целом и бизнесменов, и чиновников, но споры о конкретике пока не утихают.

    В ряде областей - например в Тамбовской - местные парламентарии увеличили сроки выкупа арендуемых помещений до пяти лет (исходный вариант - три года, желанный для бизнесменов - семь); с 15 до пяти процентов снизили ставку налога для малых предприятий, использующих упрощенную систему налогообложения. Воронежские бизнесмены выразили надежду на то, что аналогичные меры будут приняты и в их регионе. И, желая смягчить возможный удар по облбюджету, напомнили чиновникам о еще одном источнике его пополнения.

    - Если увеличить штрафы за незаконное предпринимательство, в казну сразу пойдут дополнительные доходы, - заявил председатель воронежского отделения крупнейшей общественной организации малого и среднего бизнеса Сергей Наумов. - Ведь нелегальных коммерсантов у нас - море. Нередко свое дело имеют безработные, зарегистрированные в службе занятости. Но налоги они не платят, санитарные и прочие нормы не выполняют. Создают недобросовестную конкуренцию, в частности в сфере пассажироперевозок. Легальные участники рынка - таксисты - выиграть ее не могут по определению. Законопослушный бизнесмен содержит помещения, благоустраивает территорию, делает социальные отчисления - и за любое нарушение платит от трех тысяч рублей. А штраф за нелегальное предпринимательство - 100 рублей! Из-за одних только "бомбил" бюджет региона теряет порядка 100 миллионов в год...

    Впрочем, чтобы реализовать эту идею, надо как минимум побудить областных депутатов обратиться к федеральным - с соответствующим предложением. Пока же никаких дополнительных доходов в регионе не предвидится, и первый вице-губернатор Александр Ганов осторожно высказался насчет поблажек бизнесу:

    - При принятии таких решений мы должны иметь в виду, что облправительству необходимо выполнять первоочередные социальные обязательства. Все мероприятия, влекущие за собой снижение налоговых поступлений в бюджет, должны детально просчитываться.

    Важно понять, сколько предприниматели в среднем тратят на преодоление административных барьеров

    На мероприятии активно обсуждался и 294-й федеральный закон.

    - Всем контрольным органам, а их более 40, на плановые проверки малых предприятий теперь дается всего 50 часов в год. А для микропредприятий - и вовсе 15. Даже у нас, предпринимателей, душа болит - как они уложатся в этот срок? - заметил Сергей Наумов. - Выходом могут стать комплексные проверки. Мы проведем переговоры с контрольными ведомствами и попробуем совместить их планы.

    Первый шаг к взаимодействию ревизоров уже сделан. В Воронежской области подписано соглашение между управлением Роспотребнадзора, ГУВД и региональным отделением общества предпринимателей. Главный санитарный врач области Михаил Чубирко подчеркнул, что до 70 процентов проверок его ведомство уже проводит вместе с милицией:

    - Мы понимаем, что административные барьеры - большая проблема для бизнеса. Проверок не должно быть слишком много. Если предприятие соблюдает все нормы, если на него нет жалоб от потребителей - зачем ему мешать? План проверок мы обычно согласовываем с обществом предпринимателей. Теперь ждем, что и коллеги скоординируют с нами свои действия.

    Однако новые законы, облегчая жизнь бизнесменам, требуют от них сознательности. В областном управлении Роспотребнадзора подсчитали, что за последние три месяца количество жалоб на нарушение прав потребителей выросло в полтора раза. Причем при проверке 83 процента обращений подтвердилось.

    - Значит, бизнес расслабился, решив, что теперь можно не соблюдать элементарные нормы, - резюмировал Михаил Чубирко. - Нарушения санитарного законодательства выявляются значительно реже. Чтобы исправить те недочеты, на которые мы чаще всего указываем, не требуется капитальных вложений. Проблема обычно в том, каким именно образом конкретные сотрудники - например продавцы - работают с потребителями.

    Замначальника милиции общественной безопасности ГУВД по Воронежской области Сергей Пашнев добавил, что жалобы на плохое обслуживание поступают и в его ведомство:

    - Делать выводы рано, но скоро мы поймем, что это: случайность или следствие законодательных послаблений. Мы готовы содействовать предпринимателям. Но нельзя же ущемлять и интересы рядовых граждан. Вместе с прокуратурой мы разработали ряд методических рекомендаций и разослали своим сотрудникам на места. Надеемся, что по мере накопления практики закон о проверках будет усовершенствован.

    В том, что у милиции должно быть больше полномочий по проверке субъектов малого и среднего бизнеса, уверен и главный федеральный инспектор по Воронежской области Сергей Чабан. Иначе, по его словам, "возникает правовой перекос, некоторые предприниматели пользуются лазейками в законе, и последствия могут быть очень трагическими". Чиновник привел в пример недавний взрыв пиротехники в Воронеже. Мол, контрольные органы сквозь пальцы смотрели на то, что опасный склад располагался в жилом массиве.

    Стоит отметить, что, лоббируя 294-й закон, предприниматели надеялись в первую очередь на ограничение "милицейского произвола".

    Еще одна актуальная для бизнес-сообщества тема - работа "единого окна", через которое оформляются разрешительные документы. Пока оно не справляется с задачей избавить предпринимателей от излишнего бюрократизма при оформлении и согласовании различных бумаг.

    - Чтобы арендовать участок, нужно собрать более 150 подписей и заплатить около 250 тысяч рублей. Для его оформления под входную группу требуется 36 месяцев, для получения в собственность - на полгода меньше... - заявил Сергей Наумов. - Процедуру надо упростить в разы и ужать сроки исполнения - месяцев до трех.

    - За три месяца у нас не было ни одной жалобы от предпринимателей на представителей федеральных структур, - заметил Сергей Чабан.

    Такая жалоба - правда, на чиновников другого региона - поступила незамедлительно. Ректор курского частного вуза Галина Окорокова рассказала, сколько времени отнимает подготовка документов:

    - В феврале мы создали образовательное учреждение. Делали все так, как положено по закону. Госорганы от решения вопроса не уклонялись, но на все процедуры тратили максимум времени. Везде установлен срок - до 30 дней. Значит, именно столько нам приходится ждать каждую подпись. Плюс, как часто бывает, один сотрудник заболел, другой в отпуске... Таким образом, ушло уже более семи месяцев. Все это время мы могли бы работать и платить налоги.

    - Да, госструктуры строго выдерживают максимальные сроки согласования. Однако вокруг них создано множество конторок, которые оказывают те же услуги, но платно. За три дня все сделают. Вот такая коррупциогенная тонкость, - поддержал Окорокову депутат Воронежской облдумы Евгений Китаев. - Может быть, изменить административные регламенты, сократив максимальный срок до 15 дней?

    Воронежские чиновники без возражений приняли эти претензии и обещали заняться реформой местного "единого окна". Уже подписаны соглашения о взаимодействии между облдепартаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка и органами исполнительной власти - федеральными, региональными и местными. В рамках соглашений планируется разработать новые административные регламенты, чтобы отменить лишние процедуры.

    - При правительстве области действует Координационный совет по развитию предпринимательства. Ждем от него сведений: где возникают сложности при оформлении документов, где региональные и муниципальные структуры дублируют функции друг друга, где требуют излишние подписи. И затем скорректируем деятельность многофункционального центра оказания услуг, - заверил собравшихся Александр Ганов.

    В областной организации предпринимателей обещали собрать такую информацию в четырех муниципалитетах - Воронеже и трех сельских районах.

    - Кстати, приступив к анализу, мы сразу обнаружили, что нет четкой статистики по предпринимательству, - сообщил Сергей Наумов. - Нужны областные реестры микро-, малых и средних предприятий. Необходимо знать, в каких отраслях сколько бизнесменов работает, каков их вклад в экономику, какие они платят налоги и в каком объеме. И еще важно понять, сколько предприниматели в среднем тратят на преодоление административных барьеров, какой процент выручки отдают. Этот "коэффициент комфортности" должен стать одним из критериев оценки работы чиновников.

    комментарий

    Игорь Иванов, эксперт комиссии по вопросам регионального развития, местного самоуправления и предпринимательства Общественного совета ЦФО:

    - Поддержка малого бизнеса слабо дифференцирована и потому малоэффективна. Мы рассматриваем его как одно целое. Но для части фирм принимаемые меры оказываются ненужными и даже вредными. Ведь в каждой сфере - своя специфика. Малое промышленное предприятие в силу ряда причин работает в тех же условиях, что и крупное. Но оно не может, как завод-гигант, десятилетиями окупать затраты. Остается много несамортизированного оборудования - это прямой убыток. Если производство наукоемкое, разработки приходится вести за счет своей прибыли. А с 2010 года эти технологии будут облагаться налогом (единым страховым взносом). С каждого рубля, который я буду платить владельцу патента, вычтут более 30 копеек налога. И по сути, мне будет невыгодно использовать интеллектуальную собственность!

    Справка "РГ"

    Общественный совет ЦФО был создан четыре года назад. Своих делегатов в него направило около тысячи организаций. Комиссия по предпринимательству - самая крупная в Совете. В 2007 году на ее конференции в Воронеже местные представители выдвинули ряд инициатив (в частности, о принципе "единого окна" или о борьбе с коррупцией), которые позже воплотились в законы.

    Поделиться