Люди, став взрослыми, уже не способны понять, как это мучительно - всего бояться.
Привидение под шкафом
В сумерках, во мраке неуемная фантазия наших детей и внуков превращает занавески в двигающиеся призраки, дверца шкафа незаметно для глаза открывается, выпуская оттуда что-то черное и непонятное, из угла комнаты на ребенка что-то неотрывно глядит...
Страхи развиваются вместе с нашими детьми, каждому возрасту нередко присущ свой страх. В 2-3 года ребенок может бояться наказаний, боли, врачей, одиночества, в 3-4 появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка, тот самый страх темноты, неведомых чудовищ и привидений, живущих под шкафом. Позже появляется страх смерти, когда рядовые природные ситуации - например, гроза - могут вызывать панику, как угрожающие жизни ребенка и его близких.
Страхи очень мешают маленькому человеку жить и развиваться. Они мучают его, разъедают его душу и вызывают невротические расстройства: энурез, тики, заикание, плохой сон, раздражительность, беспричинную агрессивность, неумение находить контакт с окружающими - и это еще неполный перечень неприятных последствий, к которым приводит непреодоленный в свое время детский страх.
Страх воспитывает страх
Все дети чего-то боятся. Еще бы, ведь их окружает еще совершенно не изведанный мир, в котором чуть ли не на все, что их окружает, они смотрят снизу вверх. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется глупостью. Поэтому нередко и сами взрослые совершают глупости, не думая о том, как отзовется в детском сознании неосторожно брошенное слово или непродуманное действие. Так что психическое здоровье наших детей во многом зависит от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение.
Начнем с того, что воспитанию в ребенке опасливого отношения к окружающему миру очень способствует чрезмерная родительская опека. Оберегая маленького человека от малейших неприятностей, мы учим его всего бояться. А чего стоят наши многочисленные окрики на попытки малыша прикоснуться к тому, что его окружает! Его тут, скорее, пугает не ситуация, а наша на нее реакция. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: "Не ходи - упадешь", "Не бери - испачкаешься", "Не гладь - укусит".
Мы очень хотим, чтобы дети нас слушались. Но у них это получается не всегда. Тогда мы, в стремлении усилить воспитательный момент, начинаем пугать: "Больше не буду тебе покупать никаких игрушек!", "Не будешь слушаться - волк тебя в лес унесет!" и все в таком роде. Так вот: детей никогда не следует пугать ради послушания! Они испугаются того, чего нужно и не нужно и без нас, а так мы их страх только многократно усиливаем. Последствия воспитания страхом - тревожная мнительность, пассивность и подавление всякой инициативы.
Не способствуют формированию спокойного отношения к действительности постоянно звучащие в доме разговоры о болезнях и несчастьях, этакий во всем сквозящий пессимизм. Если взрослые в семье видят в жизни прежде всего неприятности и трудности, то, естественно, они не научат своего ребенка жизнерадостному взгляду на окружающее. А ведь маленькие дети воспринимают большой мир через отношение к нему своих родителей.
Можно нагнать на человека лишнего страха и неумелым воспитанием в нем бесстрашия. Некоторые родители, полагая, что именно так делают мужественным, укладывают трехлетнего ребенка одного в темной комнате, желают ему спокойной ночи и до утра покидают детскую. Ребенок, конечно, рано или поздно заснет, но - вконец измученный страхом. И вырастет не мужественным, а невротиком". Детские невропатологи в принципе не рекомендуют оставлять ребенка до 5 лет на ночь одного. Если уж вам так хочется, чтобы ребенок побыстрее отвыкал от младенческого баюкания, не ложитесь с ним, а сядьте рядом в кресле и почитайте при свете настольной лампы, пока он не заснет.
Постоянное поддерживающее присутствие родителей - вот что более всего помогает детям преодолевать страхи. Ребенок постоянно задает нам вопросы "где?", "куда?", "откуда?" и "когда?" во многом потому, что опасается того, о чем ничего не знает. Будьте же терпеливы: чем полноценнее будут ваши ответы на эти "вечные" вопросы, чем больше ребенок будет знать - тем увереннее он будет себя чувствовать и тем меньше бояться. Дети, уверенные в себе и своих силах, почти никогда не видят кошмарных снов и не страдают от навязчивых страхов. Родители могут их критиковать и наказывать, но при этом постоянно поддерживать, подчеркивать их большие и малые достижения, будь то первые шаги или решенная задача. И здесь все решает любовь: дети, которых родители принимают и любят такими, какие они есть, со всеми их недостатками и несовершенствами, всегда спокойнее, чем их сверстники, вызывающие вечное недовольство отца или матери.
Порвать и сжечь
Спокойствие - вот главное, чем могут ответить родители на замеченный ими испуг ребенка. Только не путайте спокойствие с равнодушием, которое, как и чрезмерная встревоженность, может привести к усугублению проблемы. Посадите маленького человека рядом или на колени, поговорите с ним, пусть расскажет о том, что чувствует и опишет сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о том, чего боится, тем быстрее он это преодолеет.
Есть и инструментальные способы борьбы со страхом. Один из них - сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Пусть детская фантазия, родившая этот страх, поработает - с вашим направляющим участием - на то, чтобы его одолеть. Конец сказки должен быть обязательно о том, как герой побеждает всех своих врагов.
На очереди - рисование. Попросите ребенка нарисовать на листочке бумаги то, чего он боится, то самое темное чудовище или Бабу Ягу. Сядьте рядом и следите, как малыш это делает. Внимательно наблюдайте, что в этот момент отражается у него на лице, какие чувства его наполняют. Рисунок готов? Пусть теперь ребенок разделается с тем, что его пугает, и для начала - пририсует своему "страху" какие-нибудь смешные ушки, рожки, усики, потом погуще зачеркнет свой рисунок и в конце концов - порвет бумажку с изображением страшилища на мелкие-мелкие кусочки. То, что от бумажки останется, хорошо бы - с вашей помощью, конечно, - сжечь.
Организуйте игру, в которой ребенок мог бы побороться со своими фобиями (несколько игр мы публикуем ниже). Игра - лучшая психотерапия от страха, особенно если это игра веселая, ведь когда нам смешно - нам не страшно. Играми можно научить не бояться боли, побороться со страхом одиночества, с боязнью темноты, со страхом ошибиться и т.д. Допустим, ребенок боится звука лопающегося воздушного шарика и потому даже не берет его в руки. А вы лопните шарик специально в его присутствии - и тут же весело засмейтесь над случившимся и, усиливая свою реакцию, еще и зааплодируйте! Ребенок в испугавшей его ситуации сразу обращается к родителям - а тут папа или мама не плачут, а веселятся! Повторите это несколько раз и увидите - малыш скоро перестанет бояться этих резких звуков, а может, и сам попросит вас показать этот фокус.
В борьбе со страхами неоценимую помощь вам окажут самые простейшие и всем известные игры. Их можно лишь слегка усовершенствовать, приспособив к решению ваших проблем.
Пятнашки
Расставьте по комнате в беспорядке стулья и столы. Водящий должен "запятнать" играющего, хлопнув его по спине или чуть ниже. При этом он не имеет права дотягиваться до игрока через стул или другую мебель. Старайтесь "пятнать" ребенка не просто символически, а ощутимо хлопнув. В процессе погони пусть ведущий выкрикивает фразы типа: "Ну, погоди!", "Ты у меня получишь!", "Догоню и съем!" - и тому подобные шуточные угрозы, которые помогут ребенку избавиться от страха неожиданной угрозы или наказания в реальной жизни.
Прятки
Играйте в эту игру при выключенном или, для начала, притушенном свете, объяснив ребенку, что найти человека без света гораздо труднее и играть так интереснее. Если водящий вы сами, то постарайтесь сделать так, чтобы ребенку захотелось спрятаться в неосвещенной комнате. Направляясь на поиски, загляните в темную часть квартиры, рассуждайте вслух, что вам страшно и вы ни за что туда не пойдете, да и ваш ребенок, конечно же, никогда не осмелится там спрятаться. Через какое-то время малышу, спрятавшемуся в темной комнате, непременно захочется "помучить" своего трусливого родителя. Ведь дети обожают бороться с чужими недостатками, а уж тем более - с родительскими.