Президенту США Бараку Обаме присуждена Нобелевская премия мира за нынешний год.
Он ее "смиренно" принял как бы от имени всего прогрессивного человечества и сразу обещал направить на благотворительные нужды.
Премия авансом
Неожиданный выбор норвежского Нобелевского комитета не был и, по сути, не мог быть голосованием "за Обаму" хотя бы потому, что срок выдвижения кандидатов на премию истек... через 12 дней после его прихода в Белый дом. Скорее, это было еще одним решением против его предшественника Джорджа Буша. Оно вновь показало, как заждались в мире того настоящего американского лидерства, которое так любят декларировать в Вашингтоне.
Внешне выбор норвежцев кажется в лучшем случае прекраснодушным до наивности. Америка ведет две крупные войны далеко от своих берегов. Только что прошла восьмая годовщина начала афганской кампании. В стране нарастает антивоенное движение, в котором активно участвуют и многие из тех, кто голосовал за Обаму.
Очевидных достижений, заслуживающих столь высокой награды, у молодого президента пока нет. Об этом, коротая время в ожидании встречи с Обамой, и судачили журналисты. "Премия нужна ему как дырка от бублика, - авторитетно утверждала корреспондент одной из ведущих американских газет. - Меня даже дочка с утра спросила: а что он такого сделал особенного? Да ничего". "Позвольте мне ясно сказать: я не рассматриваю это как признание моих собственных заслуг", - заявил президент США. "Скорее это подтверждение американского лидерства в отстаивании тех чаяний, которые имеются у народов всех стран", - пояснил он.
Обама признался, что "не чувствует себя достойным находиться в одной компании со множеством преобразователей, отмеченных данной наградой". "Но я знаю также, что эта премия отражает тот мир, который хотели бы построить эти мужчины и женщины, равно как и все американцы, - сказал он. -...И поэтому я принимаю эту награду как призыв к действию - призыв ко всем странам ответить на общие вызовы ХХI века".
При всем том ни сам Обама, ни Белый дом от его лица не обещают, что США будут впредь воздерживаться от нарушения мира. Помимо рассуждений об общечеловеческих ценностях и идеалах "черный голубь мира", как назвал его после присуждения премии один из опытных вашингтонских наблюдателей, в той же речи напомнил, что остается главнокомандующим вооруженными силами страны, которая ведет сейчас сразу две войны. В одной из них - афганской - за последние месяцы произошла заметная эскалация.
Темные лошадки от науки
Выбор нобелевских лауреатов в научных областях тоже оказался неожиданным.
Любопытный взгляд на ситуацию в свое время высказал академик Гинзбург, сам ставший нобелевским лауреатом. По его мнению, есть эпохальные работы, за которые обязательно надо присуждать "нобеля". Это, скажем, исследования Эйнштейна, Рентгена или Басова и Прохорова, создавших вместе с Таунсом лазеры. За другие работы премию можно дать, а можно не давать.
Считается, что последней безоговорочной работой, получившей в 1962 году "нобеля", была расшифровка Криком, Уотсоном и Уилкинсом структуры ДНК. А затем пошли выдающиеся, но "середняки". Кстати, поэтому агентства, которые пытаются заранее угадать лауреатов, нередко "садятся в лужу".
Так произошло и в этом году с премией по физике. Фаворитом считались авторы квантового компьютера с ионной ловушкой, но Нобелевский комитет решил иначе. Он отдал награду ученым, числившими в нобелевской гонке "темными лошадками". Это китаец Чарльз Као и американцы Джордж Смит и Уиллард Бойл, награжденные за создание оптоволоконной связи и ПЗС-матриц.
- В волокне информация передается с помощью светового луча, а потому ее скорость в 10 тысяч раз больше, чем в радиосвязи, - объясняет академик РАН Евгений Дианов. - Известно, что для роста ВВП в два раза, надо в четыре раза увеличить потоки информации. Сегодня в мире в оптоволоконную связь вкладываются огромные деньги, без нее был бы невозможен Интернет, в год выпускается свыше 100 миллионов километров волоконных световодов.
Премию получило и устройство, которое преобразует изображение в цифровую форму. Оно быстро завоевало мир, став новым приемником света вместо фотопластинок, фотопленок, фотобумаги, телекамер, являясь одним из главных элементов фотоаппаратов, видеокамер и даже мобильных телефонов.
- Решение комитета более чем странное, - считает доктор физико-математических наук Анатолий Масалов. - Обе работы являются настолько общим изобретением, что невозможно указать конкретного человека, который первым дал какие-то революционные идеи. Это достижение коллективного разума. Рядом с вершинами прошлого в нынешних работах трудно усмотреть серьезные научные открытия.
К премии в области медицины и физиологии, которая совмещает две "модные" тематики - старение и онкологию, у российских ученых другая претензия: в который раз обошли нашего выдающегося соотечественника. На этот раз Алексея Оловникова. Конечно, получившие премию американцы Элизабет Блэкберн, Кэрол Грейдер и Джек Шостак внесли большой вклад в исследование хромосомы - важнейшего элемента ядра нашей клетки. Точнее, они сумели понять, как хромосома защищается от старения и смерти, а самое главное - продлили жизнь клеток, воздействуя на так называемые теломеры - особые участки на концах хромосом. Это стало одной из громких сенсаций 1998 года. Но еще в 1971 году именно Алексей Оловников впервые указал на такое свойство теломер. Тогда и начался бум работ по их изучению, а Оловников стал одним из самых цитируемых наших биологов. Но среди нынешних лауреатов его имени не оказалось...
Третья научная премия - по химии - тоже многих удивила. Ведь ни один из лауреатов отношения к этой науке химии не имеет. Британец Венкатраман Рамакришнан, американец Томас Штайц и изралитянка Ада Йонат биологи. Эти ученые проникли в природную "фабрику" по наработке белка, например, гемоглобина, инсулина, антител иммунной системы, ферментов и т.д. Даже не знакомому с медициной человеку ясно значение этих слагаемых нашего здоровья. Работы лауреатов сыграют огромное значение при разработке новых лекарств.
Кстати
Нобелевскую премию по литературе присудили 56-летней немецкой писательнице Герте Мюллер за "сосредоточенность в поэзии и правдивость в прозе". Хотя Герта уже была лауреатом конкурса писателей имени Франца Кафки, получила награды таких городов, как Берлин, Дублин, Бремен, Грац, а ее 18 романов и повестей были переведены более чем на 20 языков мира, широкому читателю даже в Германии она стала известна, возможно, только сегодня.
Удивила Королевская шведская академия наук и лауреатами премии по экономике. Ими стали американские ученые Элинор Остром и Оливер Уильямсон. Элинор - первая женщина, получившая "нобелевку" за всю историю существования этой награды.