В Ярославле эксперты решали, как мир будет жить после кризиса

Каким будет мир после кризиса, который ярко высветил не только проблемы бизнес-менеджмента, но и государственного управления. Причем в той или иной мере это коснулось практически всех стран. Это, пожалуй, главный вопрос, на который искали ответы участники Международной конференции "Современное государство и глобальная безопасность".

Эксперты и политологи на четырех тематических секциях обсуждали, каким должно быть современное государство, как оно должно действовать, чтобы мир стал безопаснее. К дискуссии привлечены лучшие силы страны и зарубежные специалисты, рассказал председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс. В работе конференции также принимают участие премьер-министр Франции Франсуа Фийон и глава правительства Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро. "Впервые внутриполитическая дискуссия России выносится на международный уровень, - сделал акцент Игорь Юргенс. - С моей точки зрения, это знаковый момент. Думаю, многие из нас будут вспоминать об этой конференции как о своего рода вехе в развитии России", - сказал он.

Пока же участники наметили основные проблемы, которые предстоит решить в ближайшее время.

Диктат исключается

Главное сейчас преодолеть отчуждение России и Запада, считает спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Именно на это, по его словам, должен быть направлен основной вектор международной политики,. Но при этом "полностью должен быть исключен диктат, с какой бы стороны он ни исходил". Что касается новой модели мировой безопасности, то, по мнению Миронова, "Европа могла бы стать творческой лабораторией для ее обкатки".

Однако если государственные институты действуют недостаточно эффективно, то не могут быть реализованы самые замечательные идеи, предупредил губернатор Ярославской области Сергей Вахруков. Кризис, подтвердил этот тезис директор Института общественного проектирования, член Общественной палаты Валерий Фадеев, доказал, что роль государства рано сбрасывать со счета. По его мнению, именно сильные государства с высоким потенциалом могут построить демократию, а слабые - неизбежно скатываются к тоталитаризму. Сильные государства и развитая демократия - вот тот идеал, к которому нужно стремиться, говорит Фадеев. И напомнил, что на протяжении последних десятилетий была популярной идея о том, что роль государства должна быть сведена к минимуму. То есть ему достаточно довольствоваться функциями "ночного сторожа". А на арену, дескать, выходят новые субъекты управления, в том числе мощные транснациональные корпорации. Однако финансовый кризис отрезвил многих, говорит Фадеев: "Мы видим, как транснациональные корпорации обращаются за помощью к государству и получают ее".

Так какие принципы демократии должны стать общими стандартами для современного мира? Этой теме была посвящена специальная секция конференции. "Слово демократия, - сказал он, - похоже звучит на разных языках, но понимают его все часто по-своему, - так начал свое выступление академик Российской академии наук, ректор МГУ Виктор Садовничий. Демократический опыт не всегда одинаков. Иногда говорят, что демократии больше на Западе, но такой подход, по мнению ректора МГУ, опасен. "Россия стала на путь национального демократического государства, но нам надо направить усилия не на копирование чужого опыта, а опираться на собственные ресурсы и цели, - обозначил свою позицию Садовничий. - Это трудный путь, и здесь существуют три "точки роста". Первая - это переориентация с административно-командного управления на личностную инициативу граждан. В нашей стране исторически сложилось так, что в основе всегда лежала воля государя, а не инициатива, творческая энергия и предприимчивость. Но сейчас России необходимо уходить от патернализма и сделать ценностью вклад в развитие общества и государства со стороны каждого человека". Вторая точка роста - рационализация политической власти. Дело в том, что принцип жесткого разделения властей не всегда действует эффективно, считает ректор МГУ. И сегодня большую роль в проведении эффективной государственной политики должны играть независимые агентства, экспертные институты. Таким образом, часть правительственных функций может передаваться неправительственным организациям. В стране уже накапливается опыт такого сотрудничества государства и граждан. Ценность гражданского общества еще и в том, что оно способно решить многие застарелые проблемы, в том числе связанные с коррупцией, справедливым распределением социального капитала. Третья точка роста, которую выделил Садовничий, - это образование, наука и просвещение. Именно сильное образование, наука способны сделать сильной нашу экономику. Последнее время выделяются деньги на науку, развитие новых технологий. "Но для того чтобы они сработали, - говорит Садовничий, - необходимо связать важные программы в науке, экономике с именами известных людей. Определить приоритеты и назначить их руководителями генеральных конструкторов, которые отвечали бы за результат своей репутацией".

Будем дружить державами

Мир стал глобальным и взаимозависимым, пояснил важность сотрудничества между разными государствами и деятельность крупнейших международных институтов руководитель Французского института международных отношений Тьерри де Монбриаль. При этом, если процессы глобализации застопорятся, мир может оказаться в ситуации, как накануне Второй мировой или "холодной" войны, полагает эксперт. Такой сценарий, говорит он, будет катастрофичным.

Управлять глобальным миром нужно эффективно. Здесь, по мнению господина де Монбриаля, можно задействовать два инструмента: региональные и глобальные институты, такие как ООН. При этом поначалу, полагает он, все проблемы нужно пытаться решить по возможности на более низком уровне, то есть региональном. А если не получается, то тогда уже подключается более высокий уровень. Нужно, полагает эксперт, расширять действующие институты, такие как "большая восьмерка" и "большая двадцатка". Причем не исключено, что со временем они будут преобразованы и расширены. Однако страна, которая собирается стать членом такой структуры, должна привнести в нее нечто свое. Это может быть использование вооруженных сил в целях мира, экономическая поддержка либо другие ресурсы. И это будет означать, что такая страна обладает не только правами, но и несет определенные обязанности.

Однако такой инструмент, как ООН, последние годы показал свою низкую эффективность, возражает директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. Эта организация либо молчала, либо ее выступления были неэффективны во время конфликтов в Ирландии, Югославии, на Кавказе. Проблема в том, что в мире сегодня не существует четких правил, а это приводит к хаотичности и к небезопасности. При этом, говорит Иноземцев, мы должны понимать, что безопасность сегодня - это в меньшей степени безопасность государств, а в первую очередь - безопасность населения, разных социальных групп и этнических слоев.

Еще одна интересная тема, которую поднял американский футуролог и социолог Элвин Тоффлер, касается будущего всей мировой экономики, а оно, полагает он, принадлежит знаниям. Индустриальный мир, в котором главную скрипку играло промышленное производство и распределение его благ, остается в прошлом. Сегодня, говорит Тоффлер, ключевым элементом для трансформации экономики являются знания, а это неисчерпаемый ресурс. Причем он может не только распространяться одновременно на огромных территориях, но и генерировать, то есть воспроизводить новые знания.

Социальный аспект

Факт, что социальная безответственность тех или иных государств приводит к серьезным проблемам не только на территории этих стран, но и добавляет проблем всему остальному миру, уже неоспорим. Каким должно быть социально ответственное государство, стандарты социальной ответственности, как разработать эти стандарты и могут ли одни страны влиять на другие, эти стандарты не соблюдающие? Ответы на эти вопросы тоже вчера искали участники конференции.

По словам заместителя председателя правительства РФ - руководителя аппарата правительства Сергея Собянина, в советское время социальная политика пронизывала все государство, начиная от рождения человека до его кончины. Детально расписывала каждый его шаг, гарантируя всё, но при этом убивая частную инициативу. Неимоверная нагрузка, начиная от социальной помощи и заканчивая регулированием цен, привела к краху этой системы. Она не выдержала такой нагрузки и оказалась неэффективной.

Сегодня в стране иная социальная политика - она направлена на развитие человеческого капитала. По мнению Собянина, от этого зависит и уровень развития общества, и конкурентоспособность страны. Вице-премьер считает одним из самых ключевых вопросов - как колоссальные ресурсы, 30 процентов ВВП, направляемые на социальную сферу, задействовать так, чтобы они доходили до цели и расходовались эффективно. Чтобы они, с одной стороны, были достаточны, а с другой - не нанесли ущерба экономике.  Зам. председателя правительства считает, что все социальные расходы должны быть адресными. 
От того, какая управленческая модель будет выбрана, как вся система социальных, образовательных, учреждений, учреждений здравоохранения  будет управляться, зависит очень многое. По  словам Сергея Собянина, главная задача сегодняшней социальной политики в том, чтобы главным заказчиком был не директор, не чиновник, не губернатор, а человек.

Самые простые примеры - наши обычные школы. Их финансирование сегодня  зависит от количества учителей, завхозов, ремонтов и так далее. А оно должно зависеть от количества учеников и качества образования. При этом  оценку уровня преподавания необходимо поставить в зависимость не только от мнения учителей и директора, но и от мнения ученика, родителей, экспертного сообщества.

"Бизнес, который управлял целым рядом отраслей, был несоциальным, неэффективным, - обозначил проблему мэр Москвы Юрий Лужков, - потому что эти капитаны, которые приобрели себе фуражки, никогда не видели моря, то есть ничего не знали, ничего не умели в управлении этими отраслями". Поэтому первая задача для государства и сохранения его стабильности - спасти экономику и сохранить потенциал рабочих мест. Безработица - показатель того, как в социальном плане чувствует себя общество, поставил задачи мэр Москвы. По мнению Лужкова, нужны также меры, завершающие процесс потребительского капитализма и способствующие переходу на новый режим рационального производства и рационального потребления. Это в первую очередь нанотехнологии и биотехнологии. Все, что связано с получением максимального продукта при минимальном использовании ресурсов.

На современные технологии уповает и бывший премьер-министр Италии Романо Проди. По его словам, исторически государства выходили из кризисов только посредством войн. Сейчас такого развития событий не предвидится. И помочь преодолеть кризисные явления должна наука. А государство обязано дать человеку возможность для самореализации.