Закончилась регистрация кандидатов в депутаты Московской городской Думы. И выборы 11 октября будут проходить в рамках обновленной, но уже сложившейся партийной и избирательной системы.
Новое избирательное законодательство ориентировано на усиление партий, в том числе и оппозиционных, в рамках существующей политической системы. "Президент чуть меньше года назад сформировал набор поправок, которые в сумме содержат довольно значительные изменения политического устройства страны. И каждая поправка представляет в этой системе весьма важную величину, - говорит руководитель Фонда эффективной политики Глеб Павловский. - Теперь они будут "испытываться" как системные. Одним из первых испытаний системы будет, в частности, день выборов в октябре и, собственно говоря, уже идущие предвыборные кампании".
При этом, отмечает политолог, главное, чтобы "новая политическая механика" заработала. "В каких-то пределах это происходит. Например, наша предвыборная кампания уже не носит чисто вертикальный характер, как раньше, когда лидер вытаскивал всех кандидатов в округах. Можно сказать, что очевидна способность системы очищать себя, соблюдать собственную процедуру. Поправки Медведева ориентированы на то, чтобы страна заработала как организм, состоящий из очень разных сообществ, экономических, культурных, региональных, и все они должны чувствовать, что их уважают", - объясняет Павловский.
Процесс регистрации кандидатов - лишь первый шаг в "проверке" этого уважения. Ведь это недопустимо, чтобы из-за запятых при неправильном оформлении документов партии снимали с регистрации. А такие примеры существуют. В Астрахани депутату-"справедливороссу" Шеину пытались отказать в регистрации кандидатом в мэры под надуманными предлогами. Теперь любителям таких административных мер не дадут возможности это делать.
Наоборот, государственная власть помогает всем партиям, которые не имеют достаточных возможностей. Такую точку зрения высказал Максим Григорьев, директор Фонда исследования проблем демократии. "Мы видим, что для правых партий, для "Правого дела" всячески создаются возможности благоприятные, чтобы они могли повысить свой рейтинг, пока у них не хватает собственных ресурсов", - уверен он.
На встрече с молодыми парламентариями первый замглавы администрации президента Владислав Сурков отдельно подчеркнул, что "если политическая, партийная система состоялась, внутри нее должно быть больше степеней свободы". Но свобода - не означает вольница. Требование соблюдать закон одинаково для всех, и в первую очередь это касается парламентских и зарегистрированных партий. Поэтому совершенно напрасно некоторые представители их региональных отделений считают, что теперь все вопросы их участия в выборах теперь решаются автоматически. В случае нарушений или недобросовестного оформления документов избирательные комиссии будут принимать решения в соответствии с законодательством.
Впрочем, все вышесказанное не касается внесистемной оппозиции. Во-первых, они сами отрицают легитимность институтов, активно нарушая законодательство, проводя акции и даже не удосуживаясь оформить по закону проведение этих акций. Во-вторых, их обоснованно подозревают в получении финансовой помощи из-за рубежа, что аморально и недопустимо по закону. В-третьих, к выборам в Мосгордуму они так плохо подготовились, что сами этого не отрицают и в суд в случае отказа в регистрации не подают. Их цель - попиариться под лозунгом "Нас сняли, значит, нас боятся".
Скандал вокруг "Солидарности", которая не была допущена Мосизбиркомом к выборам в Мосгордуму, Максим Григорьев объясняет спекулятивными мотивами. "Лидеры "Солидарности" понимали изначально - никаких шансов на победу у них нет. Поэтому они специально ведут себя так, чтобы их сняли с выборов. На мой взгляд, они специально подготовили документы таким образом, чтобы их не приняли, - утверждает Григорьев. - Так у них появляется возможность говорить о том, что их сняли с выборов, что они не могут участвовать в нормальной политической борьбе".
Политолог не видит в этом ничего хорошего. Таким образом, с одной стороны, "Солидарность" обвиняет власти и доминирующие партии в использовании административного ресурса. А с другой - "было бы, наверное, неправильно, если бы оппозиция получила преференции, возможность готовить документы и собирать подписи в несколько раз хуже, чем другие партии, только оттого, что она - оппозиция".