Этой повестью в 60-е годы зачитывалась вся страна.
Опубликованная в N 8 и 9 журнала "Юность" в 1962 году повесть "До свидания, мальчики!" стала литературной сенсацией. И не только в СССР. Повесть была переведена на десятки языков мира, издана в Лондоне, Нью-Йорке, Берлине, Париже, Праге, Софии...
Успеху повести подспудно содействовало еще и то, что ее первая часть под названием "Трое из одного города" вышла год назад в альманахе "Тарусские страницы", выпущенном Калужским книжным издательством. Альманах оказался в опале, но это только вызвало к нему повышенный интерес со стороны искушенного интеллигентного читателя. Впрочем, и состав альманаха, выпущенного стараниями Константина Паустовского и Николая Панченко, был исключительный: Булат Окуджава, Юрий Казаков, Юрий Трифонов, Владимир Максимов, Константин Паустовский с главами своей "Золотой розы", где вспоминались Бунин и Олеша... Наконец, в альманахе была напечатана солидная подборка тогда полузапрещенной Марины Цветаевой и даже текст скрывавшейся под псевдонимом "Н. Яковлева" Надежды Мандельштам. Но и среди этой россыпи великолепных имен имя Балтера не затерялось. Через год его "Мальчики" буквально покорили всех.
Два года спустя в соавторстве с режиссером и актером периферийных театров Владимиром Токаревым он создал одноименную пьесу, которая с успехом шла по театрам всей страны. Пьеса, как и повесть, была о том поколении мальчиков, которые закончили школу накануне Великой Отечественной войны. В городе у Черного моря живут три друга. Рассказывается об их дружбе, похождениях, надеждах, планах на будущее... в котором их ждет страшная война. Но пока... молодость, солнце, море, первая любовь...
В том же году Борис Балтер написал сценарий фильма (с тем же названием), поставленный Михаилом Каликом. В этом фильме играли Евгений Стеблов, Михаил Кононов, Евгений Моргунов, Борис Сичкин, Ефим Копелян, Ангелина Степанова и будущий известный режиссер Николай Досталь, в то время совсем молодой актер.
"Звездная" судьба Балтера закончилась в 1968 году после подписания им письма в поддержку правозащитников Галанскова и Гинзбурга. По сценарию тех лет его исключили из партии и перестали печатать. Следующая незавершенная вещь о раннем детстве - "Самарканд" - была опубликована в той же "Юности" уже посмертно, в 1989 году, и сенсацией уже не стала. Не до того нам тогда было...
Сегодня о Балтере, его повести и фильме с дивной музыкой Микаэла Таривердиева, вспоминают с некоторым ностальгическим вздохом: да, было время! И есть что-то необыкновенно трогательное в том, что четыре очень разных человека - Яков Фоменко, Назим Мустафаев, Николай Дудченко и Михаил Боровский - к 90-летию писателя, которое отмечается в этом году, сделали для него как бы посмертный подарок. Великолепное издание "Мальчиков" с иллюстрациями Дудченко плюс книга статей и воспоминаний о Балтере (Окуджава, Коржавин, Войнович, Рецептер и другие) плюс DVD-диск с фильмом.
Издание вышло под грифом "Shoe Icons", так называется обувной музей (!), где работает директором Назим Мустафаев. Все участники проекта объединены любовью и к Балтеру, и к Евпатории, где они родились или жили, или сейчас живут. Ведь именно в Евпатории вырос Борис Балтер и здесь происходят события повести.