Многие россияне с кризисом стали отказываться от покупок в гипермаркетах, предпочитая обычные рынки. Но самые модные заказывают теперь все товары через Интернет. Эксперты прогнозируют до конца года небывалый, почти пятидесяти-процентный рост электронной торговли. При этом, по данным Росстата, оборот "классической" розницы в товарной массе сократился почти на 7 процентов.
Несмотря на радужные перспективы, рынок интернет-магазинов занимает довольно скромное место в розничной торговле ( 2-3 процента) и оценивается в 110 миллиардов рублей. Но темпы роста столь велики, что некоторые эксперты уже видят в них серьезных конкурентов гипермаркетов и специализированных магазинов.
Первый квартал многие электронные магазины завершили с небывалыми доходами. "Крупные розничные сети, не так давно вышедшие со своей техникой на интернет-рынок, уже перешагнули за стопроцентную отметку роста", - говорит руководитель Национальной ассоциации участников электронной торговли Антон Никольский. А мобильные дилеры, недавно заявившие, что продажи в салонах упали больше чем на треть, увеличили прибыль через сайты на 40 процентов только за первый квартал.
Кстати, лидерами российской интернет-торговли стали диски, цифровая и бытовая техника, компьютеры и товары для дома. Первое место в том рейтинге, как ни парадоксально, занимают книги. А их-то как раз, по мнению скептиков, и должно было уничтожить бурное развитие интернет-сети. Между тем продвинутые электронные покупатели не только пиццу, но и хлеб с колбасой теперь заказывают через сайт. Такие услуги есть почти во всех крупных городах и областных центрах.
Конечно, популярность интернет-торговли в регионах гораздо меньше. "Кроме более низкого уровня проникновения Сети есть и другие проблемы, - говорит аналитик ИК "Финам" Максим Клягин, - например, сложности с доставкой и невысокий уровень развития платежных систем".
Для открытия такого магазина не нужно быть миллионером. Поэтому 70 процентов всех владельцев таких магазинов индивидуальные предприниматели, а не крупные организации. Достаточно ста тысяч рублей на создание сайта плюс десять тысяч на его ежегодное обслуживание. Штат магазина чаще всего не превышает пяти-шести человек. Зато средняя выручка по стране, по словам Антона Никольского, около пяти миллионов рублей в год.
Никаких законов, регламентирующих этот вид деятельности, пока нет. Европе, к примеру, законодательно закреплены даже технические характеристики сайтов. У нас права "электронных" покупателей защищены статьей "Дистанционный способ продажи товаров" закона о защите прав потребителей. Но и этот документ действует постфактум - если вы уже приобрели некачественный товар. Поэтому многие консервативно настроенные россияне не торопятся отдавать свои деньги "невидимому" продавцу. К тому же многие боятся использования своих личных данных сетевыми мошенниками. Но с 1 января 2010 года вступают в силу поправки к закону о персональных данных, и не сумевшие выполнить весьма жесткие требования по сохранению информации о клиенте будут нести гражданскую, административную, дисциплинарную, а может быть, и уголовную ответственность.
Но и сейчас количество жалоб на традиционные магазины, по словам президента Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, в разы превышает количество недовольных электронными.
Чтобы не попасться на удочку электронных мошенников, эксперты рекомендуют пользоваться услугами проверенных продавцов, не оставлять паспортных данных и внимательно читать условия договора. Продавцы обязаны публиковать все реквизиты: и организации, и владельца товара, и оператора, обслуживающего платеж. Специалисты также рекомендуют читать отзывы о магазине и проверять, чтобы совпадало название юрлица и в чеке, и на сайте.