На сегодняшний день в России наберется с десяток аэропортов, где рынок керосина демонополизирован. Между тем более 70 процентов услуг в российских аэропортах предоставляется монопольно, в том числе и по обеспечению авиатопливом.
Монополисты не меняют цены на авиатопливо, несмотря на снижение оптовых цен на керосин. А пассажиры сетуют на высокую цену билетов. Оно и понятно: стоимость керосина иногда составляет до 50 процентов от стоимости самого полета.
О непростых взаимоотношениях аэропортов и авиазаправщиков свидетельствует история, приключившаяся в Башкирии. Группа компаний "Аэрофьюэлз", специализирующаяся на заправке воздушных судов, обратилась в Федеральную антимонопольную службу с просьбой разобраться с ситуацией в международном аэропорту Уфы. По словам генерального директора "Аэрофьюэлз Групп" Владимира Спиридонова, по указанию директора международного аэропорта Уфа Кутушева С.Ш. с 25 июля были заблокированы ворота аэропорта, и автоцистерны с керосином не смогли попасть на склад, попросту был прекращен завоз топлива. В итоге этих действий у пяти авиакомпаний, клиентов "Аэрофьюэлз", оказались сорваны заправки в аэропорту Уфы по заключенным контрактам. Ущерб для Группы от действий руководства АО "Международный аэропорт Уфа" (МАУ) на 30 июля по подсчетам компании составил 5 миллионов рублей.
Руководство Росавиации уже отреагировало на эту ситуацию, указав руководству АО "Международный аэропорт Уфа" на недопустимость подобной ситуации, потребовало прекратить препятствовать законной деятельности альтернативного заправщика, обеспечить конкуренцию в сфере авиатопливообеспечения. Срыв заправок авиакомпаний впредь недопустим. После этого в аэропорту на словах выразили готовность открыть ворота для заправочной фирмы "Аэрофьюэлз", но в первой половине августа ситуация так и не изменилась.
Всем известно, что авиаперевозчики, особенно крупные, заключают долгосрочные контракты на поставку топлива. Такая оптовая схема снижает стоимость керосина и отражается на стоимости билета. В непростых финансовых условиях, когда компании борются с издержками, важна каждая керосиновая копейка.
Случай в Уфе носит системный характер для аэропортов. Рынок вроде демонополизирован, но что в жизни: аэропорт обычно аффилирован с топливозаправочным комплексом. Аналогичная ситуация по недопущению альтернативного заправщика была замечена, например, на Камчатке. В аэропорту Новосибирска группа компаний "Аэрофьюэлз" уже два года пытается демонополизировать рынок. В результате терпят убытки альтернативные ТЗК и авиакомпании, а надзорные органы вынуждены значительную часть своего времени тратить на восстановление порядка и работу в рамках закона.
Антимонопольная служба работает над правилами, которые в корне изменят ситуацию. Как уже писала "РГ", они состоят из 20 с лишним пунктов, по которым ФАС будет проверять аэропорты. В правилах будет прописан порядок доступа к топливно-заправочным комплексам и возможность выбора заправщика.
В свою очередь в минтрансе также ждут появления документов, которые исключат аэропортовую монополию, когда только у "любимых" компаний есть право предоставлять те или иные услуги. В ведомстве надеются, что документ, который либерализует доступ к услугам в аэропортах, появится в ближайшее время.
Сейчас же отношения между аэропортом и компаниями, причастными к авиабизнесу, регулируются федеральными Воздушными правилами. Увы, руководство аэропортов частенько пренебрегает ими. В случае когда ущемляются независимые заправщики, - речь идет о нарушении пункта 1.3 федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения". Плюс к этому заправщик вправе сослаться на постановления правительства N 599 "О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах" и ФЗ "О защите конкуренции". Получается, что к нарушителям могут предъявить претензии не только ФАС, но и минтранс, и даже правоохранительные органы.