13.08.2009 01:20
    Поделиться

    Советы "РГ": Как не стать жертвой мошенников, пользуясь платежными терминалами

    Чем выстаивать очередь в кассу, чтобы заплатить за коммунальные услуги, куда соблазнительнее воспользоваться платежным терминалом.

    Но, чтобы они не создавали новых проблем, надо уметь ими правильно пользоваться.

    На вопросы читателей "РГ" отвечает заместитель начальника управления платежных систем и расчетов Московского ГТУ Банка России Валерий Архипов.

    В людных местах - надежнее

    Российская газета: Сейчас активно рекламируется оплата коммунальных услуг через терминалы. Одни из них принадлежат банкам, другие - различным коммерческим организациям. Каким отдать предпочтение?

    Валерий Архипов: Из терминала деньги так или иначе поступают в банк, который и перечисляет их адресату. Прием платежей через терминал считается законным, если терминал принадлежит банку или если его владелец имеет договор с банком, который, в свою очередь, заключил договоры с организациями - получателями средств. При этом банк обязательно должен иметь лицензию Банка России на осуществление банковских операций - и не иметь запрета или ограничения на перевод денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Если Банк России ввел ограничения или запрет, банк не только обязан прекратить прием наличных денежных средств от физических лиц, но и уведомить об этом владельцев терминалов и получателей средств.

    Если вы сомневаетесь, законно ли принимает платежи тот или иной банк, звоните в территориальное подразделение Банка России, к которому данный банк относится.

    РГ: Как определить, что терминал установлен законно и не попасться на удочку мошенников?

    Архипов: Сегодня пока еще не требуется специального разрешения на данный вид деятельности, обязательным является только наличие договора владельца терминала с кредитной организацией.

    Чтобы не стать жертвой обмана, гражданам желательно пользоваться терминалами, установленными в общественных местах, - магазинах, аптеках, салонах сотовой связи. Необходимо обращать внимание на информацию, размещенную на терминале, в том числе на данные о владельце терминала. Если ни на корпусе, ни на экране терминала нет никаких сведений о банке, через который идут платежи, лучше прервать операцию и не вносить деньги. Не будет лишним сообщить о подозрительном терминале в милицию. Проведя платеж, обязательно следует дождаться чека и сверить данные о сумме платежа и его получателе. В случае возникновения проблем с зачислением денег надо обратиться в кредитную организацию, наименование которой и номера контактных телефонов должны быть указаны в чеке. Если же гражданин стал жертвой мошенников, ему необходимо обратиться в правоохранительные органы.

    Если "пропали" деньги

    РГ: Что необходимо делать в случае пропажи или задержки платежа, сделанного через платежный терминал?

    Архипов: Нужно обратиться в банк, название которого и номера контактных телефонов должны быть указаны в чеке, подтверждающем факт приема наличных денег. При этом лучше изложить свои претензии в письменном виде, указать дату и время проведения операции, местонахождение терминала, информацию об организации - владельце терминала (если он принадлежит не банку), и, конечно, сумму платежа и получателя средств (вся эта информация также должна содержаться в чеке). Если же выясняется, что владелец терминала проводит операции без договора с банком, то следует обратиться в правоохранительные органы.

    РГ: Кто и как контролирует работу платежных терминалов?

    Архипов: Непростой вопрос. Возьмем ситуацию, когда терминал принадлежит банку. Банк России контролирует выполнение кредитными организациями банковского законодательства и нормативных актов Банка России. В случае нарушений могут быть применены такие меры воздействия, как взыскание штрафа, ограничение или запрет на проведение кредитной организацией отдельных операций, назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, а также отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

    Иное дело, если терминал принадлежит коммерческой организации, работающей с банком по договору. Здесь надзорные полномочия Банка России распространяются лишь на ту часть "цепочки", в которой задействована кредитная организация. Контроль за другими организациями - не в его компетенции. При этом закон о Центральном банке Российской Федерации запрещает Банку России вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций, к которой, в частности, относится установление договорных отношений с клиентами.

    Скоро владельцы терминалов смогут действовать и без соответствующего договора с банком. Такую возможность им предоставляет принятый в начале лета Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", вступающий в силу с 1 января 2010 года.

    Контроль за соблюдением ряда требований этого закона будет осуществляться налоговыми органами. Кроме того, оператор по приему платежей будет вправе осуществлять прием платежей только после того, как его поставят на учет в Росфинмониторинге.

    РГ: Сколько времени должен идти до получателя платеж, сделанный через платежный терминал?

    Архипов: Обязательства физических лиц перед организациями - получателями средств считаются исполненными с момента приема у них наличных денег терминалом.

    По Закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" общий срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать двух операционных дней, если платеж осуществляется в пределах территории субъекта Российской Федерации, и пяти операционных дней, если он осуществляется в пределах территории страны.

    Если возникли проблемы с платежными терминалами в Москве и Московской области, можно обращаться:

    "Горячая линия" Московского ГТУ Банка России: тел. (495) 950-09-40.

    Можно писать по адресу: 115035, Москва, ул. Балчуг, д. 2, или оставить электронный запрос на сайте http://www.cbr.ru/regions/UsersMessage.

    И в том и в другом случае необходимо указать свои фамилию, имя, отчество и обратный адрес.

    В регионах обращайтесь в территориальное подразделение Банка России.

    Поделиться