23.07.2009 12:31
    Поделиться

    Студентка порулила батискафом "Мир" на дне Байкала

    Подводный аппарат "Мир" довольно тесен: в нем едва помещаются пилот и два пассажира-исследователя. Нам продемонстрировали сачки и приборы, с помощью которых проводятся исследования. Манипуляторы достают ими образцы воды, ила и грунта. Выглядит все это как обыкновенный совок, даже также захлопывается.

    Перед погружением у нас проверили давление. Все в норме. Выдали спецформу - голубой комбинезон. Ознакомили с правилами поведения под водой - мы даже расписались, что прошли инструктаж.

    К пяти часам судно "Академик Коптюг" доставляет баржу с "Мирами" к острову Ольхон. Мы в ожидании. Дают команду, и мы спускаемся внутрь. Чувство, что уходим в дальнее плавание.

    Нашим пилотом стал Виктор Алексеевич Нищета. Под команду по рации погружаемся. Первые сто метров вода довольно прозрачная, рыб не видно, только мелкий планктон. Потом начинается темнота, включают прожекторы и мы, припав носом к окошечку, жадно все разглядываем. Хотя разглядывать особо нечего. Жизнь кишит только на самом дне, сказал нам пилот. И, как оказалось, кишит она только у голомянок - прозрачных рыбешек без чешуи. Изредка попадались рачки и прилипшие ко дну, как будто обидевшиеся на кого-то, бычки. 

    Примерно за 40 минут погрузились на глубину 800 метров. Пилот записывает координаты в бортовой журнал. При свете прожекторов на спуске появляется ощущение, что ты смотришь на фонарь в зимнюю ночь и видишь сотни снежинок. Только снежинки тут значительно меньше. Это миллионы байкальских микроорганизмов.

    Стенки аппарата в водяных капельках. На такие случаи на борту и полотенца имеются. Никакого давления не чувствуешь. Голова не кружится. Звездочки в глазах не мелькают.

    Расхрабрившись, прошу дать мне порулить. Пилот изумлен: "Погружались люди, но порулить никто не просил!". И тут же переключает наше внимание на "интересный объект", который при рассмотрении оказывается обыкновенным бревном, на котором разрослись подводные грибки. "Мир" держится в нескольких сантиметрах от дна. Опуститься невозможно. Донный ил в секунды окутывает аппарат - и ничего не видно. Вокруг бревна носятся голомянки. Нам отлично видны их скелеты.

    Но мы надеемся увидеть нечто более интересное. И как назло вокруг - ни одной водоросли, ни одного камушка. Вдруг мимо иллюминаторов что-то проплывает. Мы прилипаем к иллюминаторам. "Лови его, он ближе!" Оказывается, работать этими самыми манипуляторами не так-то просто. Ухватить предмет так и не удается, плывем дальше. Очередная находка - "интересная порода" - оказывается обычной глиной, которая только оставляет следы на манипуляторах. А мы уже сообщили по рации, что берем образцы. Возвращаться приходится без трофеев.

    В воде мы провели 3,5 часа. За это время я слегка замерзла (на суше +30, на глубине 800 метров +17). Костюмчик второй надела, и носки теплые пригодились. Наконец, дают команду подниматься. Всплываем под "Мохнатый шмель". Чувствовали мы себя героями. Собственно, нас так и встречали: шампанское, значки гидронавтов, расспросы, фото на память.

    Не снимая костюмов, отбываем в ночной город. И всю дорогу не спится. То ли от волнения, то ли от того, что удалось прикоснуться к тайнам Байкала…

    Поделиться