Несовершенство законодательства помогает орловским дельцам наживаться на госзаказах

Орловские дельцы наживаются на госзаказах благодаря несовершенству местного законодательства.

Вопрос об эффективности выполнения государственных заказов был поднят в областном совете. Представители Контрольно-счетной палаты выявили серьезные "недостатки" в процессе их формирования и распределения. О потерях бюджета при этом говорят лишь ориентировочно. Подсчитать, сколько денег опустилось в карманы дельцов, невозможно.

Дело в том, что в регионе до сих пор не происходит формирование совокупного заказа. По логике этот процесс должен идти "сверху". Специалисты прекрасно знают нормы потребления продуктов в тех же школах и детских садах региона. Однако госзаказы размещаются "с колес" и формируются по нормам, пришедшим "снизу", от людей, ведающих закупками. То есть потребность в том или ином заказе они определяют самостоятельно.

Поскольку речь идет о небольших партиях товара, то крупных производителей конкурсы не интересуют. Зато посредников возникает - хоть отбавляй. Бывает, что один заказ на поставку питания или оборудования проходит через несколько рук, прибавляя по ходу дела в цене.

Например, недавно был проведен тендер на поставку ватных матрасов. Знали о нем немногие, и победил поставщик, предложивший столичную продукцию по цене 400 рублей за штуку. В то же время орловские предприятия шьют такие же матрасы по 250 рублей. Другой пример - тендер на поставку функциональных больничных кроватей. На котировку они выставлены исходя из цены 110-140 тысяч рублей. Орловские заводы готовы производить такие по 60-70 тысяч. Однако их к тендеру не подпускают, а браться за такое производство без гарантий госзаказа предприятия не хотят. Получается, что в руках перекупщика остается 50-80 тысяч рублей с каждой кровати.

Депутаты несколько раз призывали чиновников разработать единую схему формирования госзаказа. Цена вопроса - свыше 4 миллиардов рублей, которые ежегодно осваиваются поставщиками за счет консолидированного бюджета. По подсчетам специалистов, как минимум 20 процентов этих средств используются неэффективно или, попросту говоря, оседают в карманах дельцов. Из-за этого страдает конечный потребитель, в частности дети. Заказы на поставку продуктов питания в школы и детские сады являются одними из самых крупных. Но проследить, как они выполняются, практически невозможно.

Нарушения идут на всех уровнях. Проверки, проведенные специалистами КСП, показали, что в Знаменской школе-интернате и Мезенском лицее расходы на питание планируются произвольно. За основу берутся некие средние показатели - например численность учащихся по приказам на 1 сентября и количество дней питания, которое рассчитывается на основе прошлых лет и не учитывает праздники и выходные. Кроме того, нарушаются нормы питания. Грубо говоря, детям не докладывают каши в тарелки. Единой рекомендации нет, чем на местах и пользуются.

Выход в облсовете видят в принятии собственного нормативного акта, который позволил бы привлечь к выполнению госзаказа местных производителей. Молокозавод не будет участвовать в конкурсе на поставку ящика кефира в один детский сад. Но, если на тендер выставят заказ для всех дошкольных учреждений, в руководстве предприятия обязательно задумаются. А поскольку в этом процессе удастся обойтись без посредника, то бюджет сэкономит значительные средства. Впрочем, пока вопросы подобного стимулирования всерьез на законодательном уровне не поднимались.