Реконструкция старейшего городского парка Орла вызывает протесты горожан и депутатов

Орловская общественность и депутаты выступили против реконструкции крупнейшего в областном центре памятника архитектуры и культурного наследия.

Зоны действия

Как уже писала "РГ", орловская мэрия обнародовала проект благоустройства центрального городского парка культуры и отдыха (ГПКиО). Муниципальные власти настаивают: это всего лишь концепция, которая еще не имеет реальных очертаний. Тем не менее ее появление спровоцировало полемику с оттенком скандальности. Против выступили не только рядовые горожане, но и историки, краеведы, а также чиновники областного уровня, сотрудники надзорных ведомств. Проект предполагает реконструкцию парка. Противники идеи уверены: это уничтожит облик любимого места отдыха горожан.

- Распоряжение администрации города Орла о создании рабочей группы по перспективному развитию и благоустройству ГПКиО было принято в апреле 2008 года, - рассказал корреспонденту "РГ" заместитель главы города по строительству Николай Лякишев. - Мэрия организовывала всю деятельность по разработке концепции. Нашим подразделениям было поручено рассмотреть законность реконструкции. Только после этого мы дали задание на разработку схемы зонирования и культурного развития парка.

По словам Николая Лякишева, прошлой осенью мэрия объявила конкурс котировок, который выиграло коммерческое архитектурное бюро. За 200 тысяч рублей оно разработало проект реконструкции. Согласно ему территория парка разделена на пять зон. Историческую обещают не трогать. В остальных планируется, в частности, возведение нескольких автостоянок, в том числе двух крытых паркингов на сто машин каждый. На месте неработающего кинотеатра власти видят аквапарк. Остальные объекты заменят устаревшие аттракционы.

- С каждым инвестором заключим концессионное соглашение, - пояснил Николай Лякишев. - После возведения все объекты будут переданы в муниципальную собственность, а уже затем отданы в аренду бизнесменам. Таковы наши условия.

Аренда навсегда

Депутаты горсовета не поддержали предложение о реконструкции парка. У них возник ряд вопросов. Например, на каком основании мэрия заплатила частному архитектурному бюро 200 тысяч рублей за создание сомнительного проекта? И кто именно выступил инициатором реконструкции? У народных избранников есть подозрение, что за всем стоит небольшая частная фирма. Кроме того, в адрес горсовета поступило несколько коллективных обращений от сотен горожан, которые протестуют против действий мэрии. Однако пока депутаты не знают, что ответить людям, - сами в неведении.

Без участия градостроительного совета на территории садово-паркового памятника нельзя спилить даже одно дерево

- Какой инвестор построит на свои деньги объект, а потом отдаст его муниципалитету? - говорит заместитель председателя горсовета Михаил Вдовин. - Это же абсурд. Да и аренда на 49 лет - по сути, почти навсегда. В городе много мест, отданных под перспективную застройку. Стройте паркинги и аквапарк там, зачем трогать центральный парк? Дайте людям спокойно погулять, подышать свежим воздухом.

Инициатива мэрии крайне возмутила краеведов, историков и литературоведов. До последнего они сомневались в серьезности намерений мэрии. ГПКиО был открыт как горсад губернатором Николаем Шредером еще в 1823 году. Таких старых парков в России остались считаные единицы. Кстати, до революции это место тщательно оберегалось. Вплоть до того, что туда не пускали солдат и собак. В годы войны немцы изрыли его траншеями, но после Победы он был восстановлен.

- Речь может идти только о реставрации памятника архитектуры, но не о реконструкции, - говорит зампредседателя "Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры" Виктор Ливцов. - Это садово-парковый памятник - живое, но архитектурное сооружение. Даже решение о сносе там какого-либо дерева и посадке нового принимается при участии градостроительного совета. В данном случае его членов к работе над проектом не привлекали.

Темными аллеями

Власти настаивают, что в парке нет ни одного памятника. И заявление Виктора Ливцова стало для них откровением. Впрочем, чиновники "забыли" и о том, что уже свыше 15 лет Орел обладает статусом "историческое поселение". Это своего рода охранный документ для всех памятников города.

Однако в мэрии ссылаются на то, что в прошлом году с ГПКиО был снят статус памятника природы (был у него и такой). Как следует из официального письма главного архитектора Орла Александра Берсенева, это автоматически отнесло парк к зоне рекреации, в которой "необходимо предусматривать стоянки и гаражи для индивидуального транспорта".

Помимо юридического у проблемы есть и моральный аспект. Сегодня парк еще существует в том виде, в каком он описан в произведениях Бунина и Тургенева. Когда-то по его тенистым аллеям гуляли как сами писатели, так и созданные ими герои. Краеведы не без оснований опасаются, что реконструкция уничтожит это наследие. Ведь даже для проезда техники к месту стройки придется спилить не одно дерево.

- По аналогичной схеме мы уже потеряли одно историческое место - "Дворянское гнездо", - говорит директор областного краеведческого музея Валентина Титова. - Никто не знает закона, который бы требовал строительства в парке. Но город подводит черту под его судьбой, не считаясь с мнением жителей. Я, например, не хочу идти в парк в бильярдную или боулинг, которых и так в Орле достаточно, и чтобы в парке ездили машины. Я хочу чувствовать себя там спокойно и уверенно.

На стороне жителей выступили и областные власти. Они считают, что реконструкция нарушит несколько законов, в том числе Градостроительный кодекс. Прокуратура заняла пока нейтральную позицию, поддержав мэрию лишь в том, что в парке должна быть оборудована автостоянка для инвалидов. Но отказываться от планов реконструкции в мэрии не желают.

Мнение

Геннадий Алексеев, инспектор Федеральной службы по охране памятников по ЦФО:

- Я понимаю, что это концепция, а не проект. В связи с этим возникает ряд вопросов. Например, учитывался ли при ее разработке тот факт, что город Орел - историческое поселение? Это ограничивает муниципалитет в его действиях, в том числе запрещает устройство автостоянок. Да и сам парк является объектом культурного наследия и подпадает под охрану 73-го закона. Разработка концепции предполагает, что ее авторы знают обо всем этом. Но на основании имеющегося документа такой вывод сделать нельзя. Могу обещать: все нарушения закона будут жестко пресекаться.