В Смоленске дефицит бюджета планируют сократить с помощью выпуска облигаций

На прошлой неделе депутаты Смоленского городского совета утвердили генеральные условия эмиссии и обращения облигаций муниципального займа.

Мэрия допускает возможность такого займа на сумму до 500 миллионов рублей с облигациями сроком обращения от года до пяти лет, которые будут доступны не только юридическим, но и физическим лицам.

Эта тема возникла не случайно: секвестированный бюджет с предельным дефицитом не позволяет властям полноценно заниматься вопросами местного значения. Долгожданное подписание указа президента России о праздновании 1150-летия Смоленска в 2013 году породило новые проблемы. Чтобы получить из федерального бюджета средства на приведение города в порядок, нужно предъявить конкретные проекты. Их нет, тем более что на разработку такой документации требуются огромные средства. Увлеченное латание дыр и прорех в городском хозяйстве не давало руководителям муниципалитета возможности задуматься о будущем. Словом, идея займа возникла своевременно. Другое дело, что произошло уже в очередной, третий раз. Причем предыдущие похожие проекты закончились бесславно.

Впервые о выпуске облигаций в Смоленске заговорили летом 2003 года. Администрация области вынашивала планы их продать и вложить вырученные деньги в экономику региона. С их помощью предполагалось реализовать инвестиционные проекты стоимостью 50-100 миллионов рублей, направленные на развитие крупных промышленных предприятий. В процессе обсуждения выяснилось, что, во-первых, подготовить серьезный проект в установленные властями сжатые сроки невозможно. Во-вторых, оказалось проще и выгоднее взять кредит (некоторые предприятия имели тогда возможность кредитоваться в западных банках под семь процентов годовых). Поэтому деньги, которые тогдашний губернатор Виктор Маслов настойчиво предлагал промышленникам под 16 процентов, оказались невостребованными.

Немаловажную роль при решении судьбы областного облигационного займа сыграло и известие о возбуждении уголовного дела в отношении тверского губернатора Владимира Платова. Речь шла о должностных нарушениях, допущенных как раз при проведении в соседнем регионе облигационного займа и причинении бюджету ущерба на сумму свыше 460 миллионов рублей. Цели, преследуемые администрацией Тверской области при выпуске злосчастных облигаций, немало напоминали идеи, высказываемые в Смоленске. В общем, через три месяца горячих дебатов от выпуска ценных бумаг решили отказаться, а главный проводник идеи - вице-губернатор Андрей Украинский - был отправлен в отставку.

В следующий раз об этом заговорили уже в администрации областного центра. Было это в 2006 году, и тогда депутаты городского Совета в первый раз согласовали документ под названием "Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций муниципального займа". Внося это предложение, первый вице-мэр Владимир Лабовский заверил депутатов, что документ технический и его утверждение означает лишь формальное согласие представительного органа с идеей выпуска облигаций, в чем нет ничего криминального. Дальше дело, действительно, не пошло, и вновь из-за уровня доходности. На тот момент он мог составить 13-15 процентов, и в конечном итоге власти, не мудрствуя лукаво, предпочли взять кредит в банке, где условия были ничем не хуже.

Что получится на этот раз, неизвестно. Хотя во многих городах и регионах России облигационный заем давно стал привычным финансовым инструментом, позволяющим изыскивать средства для решения текущих задач.