"Трансформеры: Месть падших" Майкла Бэя: как сделать главный блокбастер лета

Чтобы произвести впечатление на зрителей, которым в период отпусков и каникул отчаянно хочется развлекаться, Майкл Бэй решил скрестить подростковую комедию с шутками про первый секс (которые, впрочем, вызвав гогот в зале, тут же выветриваются из памяти) и внушительных размеров конструктор из трансформеров.

Майкл Бэй - один из королей американского коммерческого кино. За его плечами такие монстры мирового проката, как "Армагеддон", "Скала", "Плохие парни". Как собрать кассу, Бэй знал всегда. Его первый фильм - боевик "Плохие парни" (1995 год) - при бюджете в 12 миллионов собрал в мировом прокате несколько сотен. Секрет успеха: две звезды - Уилл Смит и Мартин Лоуренс - в роли детективов, погони на фоне ландшафтов Майами и большой куш - партия героина.

Самыми интеллектуальными картинами в фильмографии режиссера, пожалуй, можно назвать "Перл Харбор" и "Остров". Хотя и в них первенство отдано зрелищности и спецэффектам, эти два фильма по сравнению с "Трансформерами" наполнены интригой и даже размышлениями о смысле бытия.

"Трансформеры" же - самый прибыльный проект Бэя на сегодняшний день. Первая часть принесла авторам кино более 700 миллионов долларов. Вторая способна на большее, ведь в фильме есть все для того, чтобы понравиться фанатам раскладывающихся роботов. Еще больше машин, которые стали еще больше по размерам. Еще больше сцен драк. Есть полет на родную планету Десептиконов, невероятные гонки, etc. Любимцы - добрые Автоботы, тоже на экране в полном составе, сверкают хромированными частями своего железного тела, льют слезы из технической смазки. Но это уже не новость.

В погоне за олимпийским принципом "быстрее, выше, сильнее" прелесть истории, придумки, которая была заметна в первой части фильма, во второй исчезает напрочь. Нет больше эффекта детского восторга от того, как машины складываются в роботов и трогательно оберегают людей. От обилия робо-схваток и робо-погонь в "Мести падших" зритель устает очень быстро. Голова начинает кружиться, накатывает апатия. Совершенно все равно, кто победит, хочется скорее увидеть на экране людей, живых и теплых.

Сюжет вторых "Трансформеров" логически вырастает из первой части. Десептиконы продолжают порабощение Вселенной в целом, и нашей маленькой и живой планеты Земля в частности. Противостоят злодеям хорошие Автоботы и два человека: подросток Сэм (Шайа Лабаф) и его несовершеннолетняя подружка Микаэла (Мэган Фокс). В первой части Десептиконы хотели найти Искру, чтобы дать заряд жизни хладному железу своего предводителя. На сей раз то, что нужно Десептиконам для полного счастья, окончательной победы механического существования над жизнью человеческой, скрывается в голове веселого лоботряса Сэма. Это некие тайные символы.

Персонажи Шайи и Мэган - два манка, на которые Бэй периодически переключает внимание зрителя. Мэган очень сексуальна верхом на мотоцикле, с распущенными волосами, в майке и мини-шортиках; всем мальчишкам нравится.  Правда, во вторых "Трансформерах" из персонажа Мэган испарился бунтарский дух маленького чертенка, некий вызов, без которого она превратилась в куклу.

Шайа великолепно играет сумасшествие своего персонажа, когда тот, под воздействием засевших в его голове тайных инопланетных знаний на некоторое время лишается рассудка. Это, пожалуй, единственная "человеческая" сцена в картине. Однако сам Шайа во время приезда в Москву рассказал, что подсмотрел свои ужимки у Питера О` Тула...

В прокате с 24 июня