09.06.2009 03:10
    Поделиться

    В Ярославле открылся новый бизнес-инкубатор

    В Ярославле открылся бизнес-инкубатор - четырехэтажное здание, напичканное офисной мебелью, компьютерами и оргтехникой.

    На его строительство было потрачено 130 миллионов рублей (100 из них - из областного бюджета) и два с лишним года. Оборудование обошлось в 41 миллион.

    Сквозь узкий коридор

    Новый бизнес-центр рассчитан на 240 рабочих мест и кипучую жизнь. В нем есть конференц-зал на 100 человек с переговорной комнатой, рядом - бесплатная парковка для арендаторов. Несмотря на то что стартовать пришлось не в самые благоприятные для начинаний времена, директор бизнес-инкубатора Михаил Тихомиров уверен: проект будет востребован. Перед началом строительства департамент промышленности правительства области заказывал маркетинговые исследования. Они показали: начинающие предприниматели более всего нуждаются в консультациях специалистов, которые могут предостеречь от ошибок и помочь в развитии бизнеса. На этом ярославцы и сделают акцент в своей работе.

    Как таковая идея инкубатора вызрела в тучные годы. Предлагая по льготной арендной ставке офис со всей начинкой и бесплатные консультации юристов, маркетологов, бухгалтеров, государство рассчитывает на появление креативной молодежи, которой требуется всего лишь поддержка на старте. Речь идет не о любом новом бизнесе вообще, а именно о продвижении свежих идей. Поэтому список тех, кому дорога к дешевой аренде заказана, большой. В нем перечислены виды деятельности, которые до недавнего времени обеспечивали процветание и без льгот: строительство, адвокатура, страхование, торговля, общественное питание; финансовый, риелторский и игорный бизнес; производство водки, сигарет и прочих подакцизных товаров.

    В сфере поддержки предпринимательства законы позволяют учитывать специфику развития экономики региона, его приоритеты. В Ярославской области шансы получить офис в бизнес-инкубаторе есть у тех, кто станет заниматься развитием IT-технологий и созданием интеллектуальной собственности, проектами в сфере ЖКХ, организацией мини-производств, а также у ремесленников. Производственной базы, правда, нет, но это дело наживное.

    Условие представить на этапе отбора хорошо просчитанный бизнес-план сужает "коридор" еще больше. Те, кто нуждается в опеке, за редким исключением не могут грамотно просчитать стратегию развития предприятия. Руководителям бизнес-инкубаторов приходится преодолевать это противоречие всеми доступными способами, среди которых поиск талантливых ребят в лучших вузах города и помощь в написании конкурсной заявки.

    Точно в срок

    Опыт других регионов показывает, что надеяться на гениев, самотеком приходящих в такие центры, не приходится. В вологодском инкубаторе через полтора года активной работы было 29 питомцев. Прирост составлял 2-3 новых предприятия в квартал.

    - Да, это немного, - сказал замдиректора Даниил Подольный. - Но и критерии отбора у нас строгие, мы стараемся их не нарушать.

    Все познается в сравнении: в то же самое время, в марте 2008-го, в костромском бизнес-центре из 150 мест было занято только два. Правда, спустя лишь несколько месяцев работы. Однако губернатор области Игорь Слюняев счел это слабым аргументом, поскольку пустующее здание обошлось казне в 52 миллиона рублей. Ответственным за судьбу учреждения глава региона дал срок исправить ситуацию. При этом предложил пригласить на следующий "разбор полетов" представителей прокуратуры и УВД. Чиновники тут же вспомнили, что выражение "дал срок" имеет и второй смысл.

    Начинающие предприниматели нуждаются в консультациях специалистов, которые могут предостеречь от ошибок и помочь в развитии бизнеса

    Тогдашний директор бизнес-центра Сагиля Мирзоева рассказывала, что получила от прежнего руководства здание, в котором для всех предпринимателей был предусмотрен только один номер на мини-АТС, а Интернет вообще не проведен. Два малых предприятия, которые смогли пройти строгий конкурсный отбор, пользовались собственными сотовыми и ноутбуками. Парковки у здания тоже не было. С тех пор прошло больше года.

    - Парковка появилась, причем - бесплатная, - говорит нынешний, третий по счету, директор костромского бизнес-центра Анатолий Ермолаичев. - Провели Интернет. И сейчас у нас уже десять субъектов малого предпринимательства, занята примерно половина площадей.

    Стратегический подход

    Обосновавшиеся здесь предприятия занимаются веб-дизайном, растениеводством, изданием журнала… Есть даже автошкола. Директор на должности четыре месяца. Когда он принимал хозяйство, в инкубаторе размещалась лишь одна фирма. Задача с прошлого года не изменилась: бизнес-центр должен работать эффективно. При ее решении Анатолий Ермолаичев применил весь разносторонный опыт человека, поработавшего и в бизнесе, и по казенной части - начальником управления торговли военного округа. Сделал поправку на кризис и внес предложение, которое было утверждено губернатором: снизить ставку аренды.

    По типовому положению инкубируемое предприятие должно платить в первый год 40 процентов от ставки, установленной для аренды нежилых помещений, находящихся в госсобственности области, во второй - 60, в последний - полную стоимость. А в Костроме - соответсвенно 20, 40 и 80 процентов. Для первогодок получается всего 49 рублей за квадратный метр в месяц плюс коммунальные и эксплуатационные расходы.

    Ставка аренды в ярославском бизнес-инкубаторе - для всех 40 процентов. Как пояснил Михаил Тихомиров, в чистом виде это 140 рублей за квадратный метр, со всеми расходами - около 300. Коммерческая цена офисов в том же районе 300-500 рублей за квадрат плюс расходы на коммуналку и электричество. Свободных помещений достаточно.

    - Сейчас еще семь претендентов готовят документы. Если они пройдут комиссию, здание будет заполнено на 80 процентов. Чтобы получить такой результат, пришлось похлопотать, наладить отношения с вузами, - говорит директор. Кстати, в этом смысле простора у него больше, чем у костромских коллег. В Ярославле только университетов - не меньше пяти. Два самых крупных Михаил Тихомиров уже навестил.
    Преимущество инкубатора не только в цене, но и в том, что предприниматель получает офис с мебелью и техникой. Михаил Тихомиров считает: этого достаточно, чтобы заинтересовать начинающего бизнесмена. Удастся ли тому убедить комиссию в своей состоятельности - вопрос второй. Но не второстепенный - опыт предшественников директору ярославского бизнес-инкубатора известен. Если окажется, что регламент слишком жесткий, будет обсуждаться возможность его либерализации.

    Первый отбор претендентов на инкубирование прошел за несколько дней до открытия. Два субъекта отсеялись по объективным причинам, остались пятеро. Наверное, поначалу первенцам будет немного одиноко в здании на 240 мест. Но власти уверены: это только начало.
     

    Поделиться