07.05.2009 03:10
    Поделиться

    280 тысяч жителей Прикамья не могут рассчитывать на своевременную помощь пожарных

    Власти отказываются от содержания "нерентабельных" пожарных частей, ссылаясь на нехватку средств.

    Закатали рукава

    Первого мая фактически перестала существовать пожарная охрана в поселке Яйве Александровского района.

    - Около двенадцати тысяч жителей Яйвы и прилегающих поселков остались без всякой защиты от огня, - говорит глава Яйвинского городского поселения Леонид Галеев. - Документы о сокращении пожарной части в управлении МЧС уже подписаны.

    Деньги на содержание местной пожарной части - семь миллионов рублей в год - выделяла "поселкообразующая" Яйвинская ГРЭС. Но с начала этого года расходы выросли на пятьсот тысяч рублей - увеличилась зарплата огнеборцев. Дополнительные суммы в бюджете ГРЭС не предусмотрены, и энергетики отказались оплачивать услуги пожарных.

    - Кроме охраны электростанции, часть работала по всему району, - сообщил Леонид Галеев. - В год тушили примерно 50 60 пожаров. Кто будет сейчас заниматься этим, я не знаю. По закону деньги на содержание пожарных частей должен выделять краевой бюджет. Но правительство края рекомендовало нам самим профинансировать этот бюджет. При годовом доходе нашего поселения в десять миллионов рублей мы просто не можем выделить семь миллионов на пожарных.

    Пока Яйвинская ГРЭС заключила договор с одной из фирм, находящейся в Березниках и имеющей лицензию на организацию пожаротушения.

    - Сейчас мы будем обслуживать только Яйвинскую ГРЭС, - говорит Александр Бугров, начальник бывшей 105 пожарной части, оберегающей Яйву. - Без всякой охраны остались жилые дома, школы, больницы и детские садики. Поскольку мы стали частниками и нам платят деньги за охрану электростанции, тушить пожары в районе мы не обязаны. Все сейчас зависит от директора ГРЭС. Даст команду выехать в поселок, тогда поедем. Не будет такого указания, останемся на месте.

    Пешком на пожар

    Наибольшее количество пожаров с человеческими жертвами происходит на селе. В основном в этом виноваты сами домохозяева. Но есть и другие причины. Ночью 20 апреля на вызов в деревню Еремушкина Кудымкарского района помчались два экипажа - один из ближайшего села Березовка (оно находится за 12 километров), второй - из Кудымкара (50 километров). Первая машина увязла в глине в трех километрах от места происшествия. Поэтому второй экипаж не стал экспериментировать. В результате оба пожарных расчета с огнетушителями, баграми и лопатами пошли в деревню пешком.

    - Дорог в деревню нет никаких, - сообщила "РГ" Дарья Кочнева, сотрудник краевого МЧС. - Нам пришлось форсировать две речки вброд, потому что мостов через них нет. Сельским жителям сильно повезло, потому что загоревшийся дом стоял на отшибе, и огонь не смог перекинуться на остальные избы. Потом подошли наши сотрудники и ликвидировали возгорание. Но двое человек задохнулись в дыму - спасти их уже не успели.

    По данным госпожнадзора Кудымкара, в районе есть еще пятнадцать деревень, дорог до которых нет, а пешеходные тропы перекрыты речками. Мостов тоже нет.

    - Местные власти не обращают внимания на эти деревни, - говорит инспектор Госпожнадзора по Кудымкарскому району Николай Мошев. - Обычно раз в году начальники приезжают туда, докладывают людям о том, что они сделали за год. Но все остается по прежнему.

    Вне зоны доступа

    С первого мая вступили в силу новые нормативы времени прибытия пожарных к месту возгорания. На территории городов огнеборцы обязаны прибыть к месту пожара за десять минут, в сельской местности - за двадцать. В Пермском крае за пределами этой временной зоны оказалось 1006 поселков, сел и деревень. Вскоре сюда добавится Яйва и еще восемь поселков. Чтобы добраться до них от ближайшей пожарной части, нужно не меньше сорока минут.

    В столице края тоже есть места, куда пожарные, как бы ни старались, все равно приедут позже, чем положено. Например, в поселке Висим подъездов к жилым домам фактически нет, и пожарным приходится вручную прокладывать рукавные линии на многие метры. Основную застройку поселка составляют частные деревянные дома, появившиеся еще до революции, и пожары с гибелью людей здесь происходят ежегодно. В марте на одном из таких пожаров погибли сразу три человека.

    В Орджоникидзевском районе вообще нет районной пожарной части. Федеральное подразделение базируется в здании пожарного депо, принадлежащем заводу "Камкабель". Нет никаких гарантий, что их оттуда не попросят в ближайшее время.

    Чтобы обезопасить все населенные пункты края, необходимо развитие муниципальных пожарных частей. Сейчас же местные части из за отсутствия должного финансирования не укомплектованы кадрами, а персонал не обучен. Например, по правилам, звено газодымозащитников должно состоять не менее чем из трех человек. А если расчет не укомплектован полностью, они просто не смогут войти в горящее здание и спасти людей.

    К сожалению, на эти цели муниципалитеты выделяют недостаточно средств. К тому же в регионе до сих пор не принята целевая краевая программа по пожарной безопасности. Собственной региональной программы пожарной безопасности, кроме Прикамья, нет только в Ямало-Ненецком округе и Чеченской республике. Поэтому и в федеральной программе Пермский край никак не участвует. Местные власти считают, что для ее реализации нет средств. Но если эта программа будет принята, помощь окажет федеральный бюджет. Более двухсот миллионов рублей можно будет получить из Москвы только в 2009 году. Пока же в Перми из 32 необходимых пожарных депо работают лишь двенадцать. А всего в крае, по подсчетам работников МЧС, необходимо иметь не менее 530 пожарных депо - сейчас их 262. К примеру, в двух поселках Юсьвинского района необходимо возвести два депо. Но денег нет. В результате по искам Госпожнадзора и прокуратуры суды могут приостановить работу местных школ и больниц - находиться в них сейчас небезопасно.

    Комментарий

    Андрей Ковтун, первый заместитель начальника главного управления МЧС по Пермскому краю по государственной противопожарной службе:

    - 281 тысяча пермяков, то есть каждый десятый житель края, сейчас не могут рассчитывать на своевременную помощь. Если случится пожар, то тушить его приедут не через десять или двадцать минут, как положено, а гораздо позже. В этом году в таких территориях произошло 137 пожаров. Погибли десять человек, из них трое детей. Если бы поблизости были пожарные части, возможно, кого то удалось бы спасти.

    Если регион наконец примет собственную программу пожарной безопасности, деньги из федерального бюджета не будут одноразовым перечислением. Они станут поступать регулярно, каждый год на период действия программы, до 2012 года включительно. Это реальные средства для обеспечения безопасности жителей края.

    До сих пор не решен и вопрос о компенсации затрат ведомственным пожарным частям. Они не обязаны выезжать на тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на территории населенных пунктов. Но такие выезды все равно случаются. А вот компенсации за потраченный бензин, амортизацию техники собственники пожарных подразделений не получают. Главное управление МЧС по краю пытается уговорить руководителей предприятий включить подразделения ведомственной пожарной охраны в гарнизоны, защищающие территории. Но основа этих отношений - пока только добрая воля директоров.

    Безусловно, краевой бюджет оказывает помощь пермским огнеборцам. За счет бюджета содержатся 1200 человек и 37 пожарных частей противопожарной службы Пермского края, не так давно закуплен передвижной тренировочный комплекс для газодымозащитников. Сейчас все пожарные края смогут отрабатывать свои навыки непосредственно в своих подразделениях. Немало было приобретено в счет краевого бюджета пожарной техники, в том числе и высотной. Но отсутствие целевой программы пожарной безопасности все равно дает о себе знать.

    Поделиться