10.04.2009 11:00
    Поделиться

    20-я годовщина гибели "Комсомольца": что изменилось на флоте после гибели подлодки

    В Петербурге почтили память подводников, погибших на "Комсомольце"

    Моряки-подводники в большинстве своем народ не суеверный. Но вторую неделю апреля у них есть основание считать самой рискованной для тех, кто вышел в море на боевую службу.

    Двенадцатого апреля 1970 года в центральной Атлантике во время учений "Океан" из-за возникшего пожара погибла атомная подводная лодка К-8 и 52 члена ее экипажа, включая командира - капитана II ранга Всеволода Бессонова. Это была первая безвозвратная потеря среди атомных субмарин, построенных в СССР.

    А двадцать лет назад, 7 апреля 1989 года, у острова Медвежий в Норвежском море потерпела катастрофу единственная в своем роде глубоководная АПЛ "Комсомолец". Погибли при борьбе с пожаром, ушли на дно вместе с кораблем и умерли  от переохлаждения в ледяной воде, ожидая  прихода спасателей, 42 моряка из ее экипажа, включая командира лодки капитана I ранга Евгения Ванина.

    По традиции в этот трагический день в Николо-Богоявленском морском соборе и на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге собрались матери, вдовы, дети, утратившие близких, пришли оставшиеся в живых члены экипажа, представители Ленинградской военно-морской базы, курсанты военно-морских училищ и, конечно, ветераны подплава.

    Чтобы отдать дань уважения морякам, погибшим при катастрофе АПЛ "Комсомолец", в Санкт-Петербург приехал официальный представитель американского военно-морского атташе в Москве капитан второго ранга Роберт Кеттле. В траурных мероприятиях на Серафимовском кладбище приняла участие генеральный консул Украины в Санкт-Петербурге.

    В 20-ю годовщины трагической гибели "Комсомольца" в городе на Неве собрались родственники погибших из Украины и Беларуси, Севастополя и Омска, Ленинградской и Мурманской областей, из многих других регионов России. По словам Розы Алексеевны Марковой, матери погибшего на "Комсомольце" старшего лейтенанта Сергея Маркова, далеко не все, кто хотел бы присоединиться к ним в этот день, смогли себе такое позволить. Это и раньше было непросто, а сейчас тем более - жизнь далеко разбросала тех, кто жил когда-то в одном военном городке в Заполярье, и даже навела между ними государственные границы.

    Благотворительное общество памяти подводной лодки "Комсомолец", созданное вскоре после случившейся катастрофы, все это время, особенно в первые годы после развала СССР, стремилось поддержать семьи подводников в их общем горе. Кому-то помогали устроиться на работу, отправить детей на лечение, оплатить учебу, для других сообща искали дефицитные лекарства. Словом, не замыкались исключительно на личных переживаниях и проблемах. И это, по общему признанию, помогло выстоять, не растерять до срока жизненные силы.

    Герой Советского Союза Евгений Дмитриевич Чернов, ныне вице-адмирал в отставке, а прежде командующий 1-й флотилией подводных лодок, куда входил и "Комсомолец", был у истоков создания благотворительного общества и руководил им на протяжении многих лет, пока эту эстафету ни приняла Роза Алексеевна Маркова. На первых порах, что было очень важно, свое плечо этой небольшой общественной организации подставили корабелы "Севмаша", где строился "Комсомолец", и коллектив конструкторского бюро "Рубин", где проектировали уникальный боевой корабль, способный погружаться на глубину до 1000 метров.

    В августе 1985 года первый экипаж "Комсомольца" под командованием капитана первого ранга Юрия Зеленского эту глубину покорил, что до сих пор остается непревзойденным результатом для боевых подводных лодок. В том походе были и моряки, влившиеся затем во второй экипаж под командованием Евгения Ванина, когда опытный корабль приказали отправить на боевую службу.

    За несколько дней до ее окончания, 7 апреля 1989 года, в кормовых отсеках подлодки случился пожар, она всплыла в надводное положение, но через несколько часов, потеряв запас плавучести, опрокинулась на корму и затонула на глубине 1680 метров у острова Медвежий в Норвежском море. О причинах и обстоятельствах той катастрофы было написано и сказано ничуть не меньше, чем потом напишут о "Курске". Гласность и демократия, провозглашенные тогда в СССР, дали возможность, с одной стороны, высказать наболевшее, вскрыть острейшие проблемы, а с другой - вынесли на поверхность много словесной пены, чиновничьей демагогии и безответственного популизма.

    Сначала, как известно, подводную лодку намеревались поднять. Ведь затонула она в зоне активного рыболовства, а на ее борту - ядерный реактор и две торпеды с ядерными боеголовками в носовых аппаратах. В конструкторском бюро "Рубин" при участии голландского консорциума глубоководных операций был разработан проект подъема, но воплотить его не смогли. Ограничились тем, что с помощью специального состава загерметизировали прямо на дне все потенциально опасные места на погибшем корабле.

    А поскольку основной "вещдок" на поверхность не подняли, расследование этой морской катастрофы, что вела Главная военная прокуратура, так и осталось незавершенным. Был выдан "на-гора" лишь промежуточный документ с грифом "Для служебного пользования" - почти 100-страничное постановление о приостановке расследования. Но и его, как теперь выясняется, задним числом отменили и переиначили...

    Сейчас не время ворошить старые споры или кого-то в чем-то обвинять. Куда важнее присмотреться, а что изменилось на флоте и во всей нашей жизни после той всколыхнувшей страну беды.

    "Людские улягутся страсти,
    Безусый совсем морячок
    Сломает на карте фломастер,
    Особый рисуя значок..."

    Слова этой песни посвящались погибшим на "Комсомольце". А кроме песни были выпущены мемориальные сборники, сняты документальные фильмы и телепрограммы, подготовлены книги с детальным анализом того, как и где строилась эта уникальная подводная лодка, для чего она предназначалась и как ее эксплуатировали. В результате было расписано практически по минутам все, что происходило на "Комсомольце" и вне корабле в роковой день 7 апреля. Такой открытостью мы гордились, считая, что она - залог выздоровления нашего общества и укрепления флота.

    У трагедий в море причины - на берегу, говорили мы тогда с надеждой, что будут приняты исчерпывающие меры и впредь таких трагедий удастся избежать. Увы, в августе 2000 года во время учений в Баренцевом море погибает "Курск" со всем экипажем - 118 человек.

    Бронзовые плиты с их именами теперь на стенах того же Николо-Богоявленского морского собора. И на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге мемориал погибшим на "Курске" неподалеку от символического знака подводникам с "Комсомольца", у которых нет своих могил - их погребло море.

    - В министерстве обороны существует положение, согласно которому кто-то один из семьи погибшего может раз в год побывать на месте захоронения, - Роза Алексеевна Маркова не жалуется, она просто рассказывает, какие проблемы порой приходится решать. - А куда податься тем, чьи близкие навсегда остались в море? Вот и едут сюда, к нам - вспомнить ушедших и поддержать живых.

    Чтобы разместить в Петербурге всех приезжающих и помочь с оплатой проезда, Роза Алексеевна и ее помощники стучались во многие двери. О тех, что обещали помочь да ничего не сделали, говорить не хочет. А вот добрые слова в адрес заместителя главкома ВМФ вице-адмирала Федора Смуглина просила непременно передать. И тех отзывчивых людей из Фонда Николая Чудотворца, что создан людьми с флотской закваской, семьи погибших искренне благодарят за поддержку.

    Поделиться