08.04.2009 02:00
    Поделиться

    Электроэнергия в Москве дешеветь не будет

    Еще недавно энергетический рынок столицы состоял из ОАО "Мосэнерго" - составной части РАО ЕЭС, которому принадлежало 85 процентов электрических мощностей, обеспечивающих Москву. Львиная доля теплоэнергетики принадлежала тоже РАО ЕЭС, как и сбытовая сеть - федералам. О рынке не было и речи. И производство, и потребление были централизованными. При этом город испытывал дефицит электроэнергии, не говоря уже о периодических авариях на изношенных сетях.

    РАО ЕЭС больше нет. Генерирующие мощности проданы на аукционах. А энергетики сейчас жалуются не на дефицит, а на недозагруженность мощностей. Правда, это результат не реформы, а кризиса. А что же происходит тем временем на столичном рынке? Об этом беседа корреспондента "РГ" с первым заместителем руководителя департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы Гасаном Гасангаджиевым.

    - Гасан Гизбулагович, что сейчас представляет собой московский энергорынок? Кто на нем продавец, а кто покупатель?

    - Энергетика у нас в стране всегда была государственной. И московская - в том числе. В советские времена она подчинялась Министерству энергетики СССР, потом - Министерству энергетики РФ, позже вошла в состав РАО ЕЭС. Столица с 1990-х годов жила за счет энергомощностей, созданных еще при советской власти. Дело в том, что в те далекие времена действовало жесткое правило: любой сооружаемый энергообъект после пуска должен иметь 25 процентов резервной мощности. Это делалось для того, чтобы системой можно было управлять - ремонтировать, заниматься профилактикой, отключая одни объекты и передавая их нагрузку на другие.

    РАО ЕЭС долгое время только и занималось тем, что раздавало эти резервные мощности новым потребителям. Следствием этого в Москве стал дефицит электроэнергии в 4,5-5 тысяч мегаватт. Признать этот факт и принять серьезные меры по его ликвидации заставила авария на подстанции "Чагино", случившаяся в 2005 году. После нее руководство РАО ЕЭС и правительство Москвы заключили договор о развитии генерирующих мощностей и сетевого хозяйства.

    Примерно в это же время правительство РФ решило поделить энергосистему по видам бизнеса. Генерация отошла в один блок, объединив в руках "Мосэнерго" все 17 ТЭЦ, работающих исключительно на Москву, сети - в другой, сбыт - в третий...

    - Что досталось городу?

    - Немного. У столицы было три ГУПа: "Теплоремонтналадка", "Мосгортепло" и "Мостеплоэнерго", обслуживавшие 70 процентов разводящих сетей. Эти теплосетевые активы и были сконцентрированы в акционерном обществе "МОЭК", 100 процентами акций которого владеет город. Выделилась из состава "Мосэнерго" и теплосетевая компания: 84 процента акций в ней принадлежат "МОЭК".

    - Следовательно, продавцов теперь два - "Мосэнерго" и "МОЭК"?

    - Да. Пиковая нагрузка, пережитая Москвой минувшей зимой, пришлась на 2 февраля и составила 16 200 мегаватт. Львиную долю из этих электрических мощностей производит "Мосэнерго" - порядка 12,5 тысячи мегаватт, еще 4 тысячи город получает из единой энергосистемы.

    То есть в обеспечении города электричеством как не было конкуренции, так и нет?

    - Конкуренция имеется в снабжении теплом. А вот электричеством - пока нет, но скоро будет. Буквально на днях открываем в районе "Строгино" РТС мощностью 260 мегаватт, и тогда у города появятся энергомощности в пределах двух-трех процентов в общем балансе.

    - Наращивание мощностей будет продолжаться?

    - Так планировалось. В течение 2005-2007 годов прирост потребления энергомощностей происходил примерно по 1700 мегаватт в год, а сейчас эта цифра упала до 500-700 мегаватт. Объясняется это, с одной стороны, тем, что стабилизировалась бытовая нагрузка. До недавнего времени москвичи активно обзаводились разной бытовой техникой - стиральными, посудомоечными машинами, кухонными комбайнами, компьютерами и так далее, прежде недоступными для многих. После того как у большинства они появились, бытовая нагрузка достигла 46 процентов (в советское время составляла 12-13 процентов) и прекратила расти. А в последние месяц-другой, как показывают замеры по сетям в режимные дни, началось снижение потребления и на стройках.

    Для большинства экспертов эта ситуация оказалась неожиданной. Разрабатывая после "Чагино" концепцию технического перевооружения Московского региона, ученые Академии наук России до 2020 года в разделе, посвященном росту нагрузок, доказывали, что развитие города пойдет абсолютно по прямой, а следовательно, в течение всего времени потребуется равномерный прирост. Но сейчас мы наблюдаем провал: прирост вместо недавних 6,5 процента составляет не более 3 процентов.

    - И что же Москва намерена делать?

    - В ближайшее время будет подписан документ о переносе на более поздние сроки строительства примерно четверти энергообъектов, которые планировалось построить: с 2009 года на 2012-й. Это касается подстанций, вводов к ним и кабельных линий.

    - Высокая плата за технологическое присоединение новых объектов к сетям была введена в Москве в пору дефицита мощностей. Сейчас его нет. Почему бы не снизить плату?

    - Любой энергообъект строится в среднем 2-2,5 года. Он затратен с первых минут стройки, так как большинство расходов идет на приобретение оборудования. Заказывать его для объектов, которые будут сдаваться в 2011-м или в 2012 году, необходимо уже сейчас. На это нужны средства...

    В общем "Мосэнерго" по-прежнему правит бал...

    Как у генерирующей компании конкурентов у него действительно нет. Но регулятор "Мосэнерго" - это Федеральная служба по тарифам, которая определяет тарифы на генерацию. Кроме того, на энергорынке присутствуют две сетевые компании. Одна из них - Московская объединенная электросетевая компания. Объединившись с Московской кабельной сетью, она создала филиал - Московские кабельные сети. Вторая - Объединенная энергетическая компания, которая создана департаментом имущества Москвы. Я еще хорошо помню недавний период, когда практически невозможно было добиться присоединения к мощностям даже самых важных для города социальных объектов. А теперь ее руководство видит, что появляется реальный конкурент.

    - Недавно в столице разгорелся скандал между двумя сбытовыми компаниями - "Мосэнергосбыт" и "Русьэнергосбыт", которые никак не могли поделить между собой зону влияния. Вроде бы вот он - рынок, компании бьются за возможность обслуживать москвичей. Но кому от этого польза, если цены у них одинаковые?

    - Сбытовые компании отошли в самостоятельное плавание в рамках той же реструктуризации по видам бизнеса, о которой я упоминал уже выше. Создавая конкурентную среду в этой области, правительство РФ тогда же, чтобы не создать социальной напряженности, директивно ввело статус гарантирующего поставщика для действующей на тот момент сбытовой компании. В Москве ею был "Мосэнергосбыт". Но в августе - сентябре этого года региональная энергетическая комиссия Москвы будет выбирать такого поставщика (а может, и двух-трех) уже в ходе конкурса. Конкурировать между собой они смогут только по услугам, например, по порядку предоставления счетов, обслуживанию приборов учета, дифференциации тарифа по зонам суток... Сами же тарифы - не их сфера влияния, они устанавливаются Федеральной службой по тарифам и РЭК.

    Когда создавалось РАО ЕЭС, Анатолий Чубайс говорил, что вот реформа останется позади и цены на электричество покатятся вниз...

    Думаю, что этого не будет никогда, так как тариф не покрывает затрат на производство электроэнергии.

    Поделиться