17.03.2009 01:00
    Поделиться

    Дмитрий Бертман ставит в римском Teatro Nazionale оперу по сюжету Евгения Шварца

    Дмитрий Бертман ставит в Риме оперу по Евгению Шварцу

    В четверг в римском Teatro Nazionale - громкая мировая премьера: здесь впервые увидит свет рампы новая опера современного итальянского композитора Луки Ломбарди "Голый король". Основой ее либретто послужила одноименная пьеса знаменитого российского драматурга-сказочника Евгения Шварца. Режиссер-постановщик спектакля - Дмитрий Бертман, создатель и художественный руководитель московской "Геликон-оперы".

    Появление нового произведения Луки Ломбарди ожидалось с большим интересом: у него репутация не только одного из самых известных современных композиторов Италии, но и интеллектуала в музыке - мыслителя, теоретика, автора многочисленных научных трудов о пересечениях и взаимодействии различных европейских культур, и в первую очередь классической итальянской и германской. Становилась событием премьера каждой из трех его предыдущих опер - "Фауст. Перевоплощение" (по мотивам не только Гете, но и Томаса Манна), "Дмитрий, или Художник и власть" (взаимоотношения Дмитрия Шостаковича и сталинского режима) и "Просперо" (по Шекспиру). Либретто для новой оперы Ломбарди написано самим композитором в содружестве с драматургом С. Каппелетто, и в нем свободно переплелись сатирические мотивы Евгения Шварца со сказочными сюжетами "Голого короля", "Свинопаса" и "Принцессы на горошине" Ханса-Кристиана Андерсена.

    "Музыка этой оперы мне очень интересна, - рассказывает Дмитрий Бертман. - В ней Ломбарди верен классическим традициям, но это музыка нашего века".

    За пультом Римской Национальной оперы стоит Энрике Маццола - известный дирижер, с которым у московской "Геликон-оперы" сложилось давнее творческое содружество: несколько лет назад он дирижировал "геликоновской" премьерой "Севильского цирюльника". Декорации и костюмы выполнены по эскизам сценографа Лены Лукьяновой, пластическое решение обеспечивает московский хореограф Эдвальд Смирнов.

    В главной партии Свинопаса выступает известный в Италии поп-певец Элио, что само по себе необычно и заранее шокирует чувствительных ценителей итальянского оперного вокала. Однако такое необычное решение заложено уже в самой опере: партия написана композитором специально для Элио, причем так же зовут и героя-Свинопаса.

    Спектакль обещает много необычного для римских оперных фанов. В разговоре со мной Дмитрий Бертман пожаловался на то, что солисты и хор театра привыкли к той академической манере сценического поведения, какая давно вышла из употребления в театрах Германии, Австрии, Франции и России: "стоят и поют". Поэтому требования режиссера двигаться и играть каждый раз  встречались с искренним недоумением; в его сценические решения пытались вмешаться даже местные профсоюзы - мол, маршировать и вообще двигаться не входит в задачу театрального хора.

    - Преодолели? - поинтересовался я.

    - А как же! - ответил режиссер. - В театре есть замечательные артисты, они просто об этом не знали, и теперь им очень нравится это занятие - не только петь, но и играть!

    В понедельник в театре прошла первая пресс-конференция, собравшая много журналистов итальянской столицы и из-за рубежа. Подробности события - в дальнейших репортажах из Рима.

    Поделиться