По экспертным оценкам, в ближайшее время из-за снижения платежеспособности населения будут вынуждены покинуть вуз не менее 1 млн 200 тыс. студентов (четверть от общего числа, обучающихся на контрактной основе). Потеря учебы и затраченные деньги, безусловно, станут для них раздражающим фактором. Нельзя забывать и другую сторону вопроса - у вузов началось резкое сокращение запланированных доходов. Это не может не сказаться на материальной базе и зарплатах преподавательского состава. Если учесть, что происходит также снижение бюджетного финансирования госвузов по статье "Увеличение стоимости основных средств" (примерно на 7%), то ситуация требует вмешательства и поиска решений.
Наибольшее сокращение числа студентов (по умеренным оценкам, до 70% от общего их числа) ожидается в негосударственных вузах, что неизбежно повлечет их массовое банкротство.
Намерение министерства образования и науки оптимизировать (до 3000) возросшее за последние 15 лет число вузов (в которых не везде обеспечивается качество обучения) заслуживает поддержки. Однако здесь недопустима кампанейщина, как это часто у нас случается.
Иногда звучащие доводы, что студентов в РФ много и они плохо трудоустраиваются после окончания вузов, скорее объясняются перекосом в подготовке специалистов в социально-гуманитарной сфере, чем их чрезмерным количеством. Надо ли доказывать, что человеку с высшим образованием социально адаптироваться гораздо легче? Сокращение вузов должно сопровождаться решением проблем студентов - они-то поступали в учебные учреждения, имеющие гослицензии и аккредитации.
Совершенно очевидно, что молодежь, не занятая работой, должна быть занята образованием, чтобы последствия кризиса не перевели эту социальную проблему в политическую. Для этого необходимо увеличение бюджетных мест в системе высшего и среднего профобразования, имеет смысл не включать в налогооблагаемую базу хозяйствующих субъектов суммы, выплачиваемые на обучение студентов в учреждениях профобразования. Нужно внести изменения в законодательство, разрешающее проводить налоговые вычеты с доходов не только родителей студентов, но и всех граждан РФ. Есть предложение до завершения кризиса отложить обязательность ЕГЭ, снять "порог" на результат единого госэкзамена при поступлении, сохранив конкурсный набор в вузы.
В условиях кризиса также очевидна необходимость постоянного мониторинга ситуации в системе образования, чтобы все принимаемые меры носили профессионально выверенный и упреждающий характер.