03.03.2009 03:00
    Поделиться

    Александр Рар: Барак Обама намерен убедить Дмитрия Медведева присоединиться к санкциям против Ирана

    В понедельник в Вене открылась сессия управляющих МАГАТЭ, в центре внимания которой в очередной раз оказалась иранская ядерная программа.

    И хотя доклад главы агентства Мохаммеда аль-Барадеи, посвященный этой проблеме, не содержал принципиально новых фактов, участникам встречи было что обсудить. Накануне высокопоставленный американский военный сообщил, что, по его данным, Иран уже готов к созданию ядерного оружия.

    В интервью телекомпании "Си-эн-эн" глава Комитета начальников штабов вооруженных сил США Майкл Маллен заявил,что Иран накопил достаточное количество расщепляющихся материалов для создания атомной бомбы. Это утверждение наделало столько шума, что успокаивать американских граждан пришлось лично руководителю Пентагона Роберту Гейтсу, который счел нужным немедленно выступить с опровержением. "Иранцы пока не обладают таким запасом, на данном этапе они не близки к созданию оружия, так что время еще есть", - заявил Гейтс.

    Впрочем, глава американского оборонного ведомства признал, что ядерная угроза со стороны Ирана становится все большей проблемой. Он сказал, что в данный момент все упирается в то, могут ли Европа и США ужесточить санкции против Тегерана и увеличить таким образом для иранцев цену, в которую им обходится ядерная программа. По мнению ряда аналитиков, усилить давление на Иран Вашингтон рассчитывает при помощи Москвы.

    Как заявил "РГ" эксперт Германского совета по внешней политике Александр Рар, во время предстоящей через месяц встречи с президентом России Дмитрием Медведевым его американский коллега Барак Обама постарается убедить собеседника присоединиться к западным санкциям против Ирана. В обмен на это США могут пойти на ответные уступки: в идеальном, по мнению немецкого политолога, варианте они приостановят проект строительства ПРО в Центральной Европе, откажутся от идеи расширить НАТО до российской границы, а также от геополитического противостояния с Россией в Каспийском регионе.

    Еще одним доводом в пользу давления на Иран призван стать и вчерашний доклад МАГАТЭ. В нем констатируется, что агентство так и не смогло прийти к выводу о наличии военной составляющей ядерной программы Тегерана. "К сожалению, из-за постоянного отказа Ирана от сотрудничества по остающимся и вызывающим озабоченность вопросам, касающимся возможных военных составляющих ядерной программы Ирана, агентство не достигло по этим вопросам какого-либо существенного прогресса", - пояснил аль-Барадеи. По его словам, для достижения прогресса "необходимо, чтобы в связи со всеми остающимися вопросами Иран предоставил существенную информацию и доступ к соответствующей документации, местам нахождения и лицам".

    После избрания на пост президента США Обама неоднократно говорил о готовности изменить отношения с Ираном. Для начала диалога Вашингтон ждал лишь "положительного сигнала" от Тегерана. Однако иранские власти до сих пор не продемонстрировали желания идти навстречу. На днях администрация Ахмадинежада вновь подтвердила свое намерение сохранить ядерную программу, назвав все имеющиеся к Тегерану претензии "политизированными". "Настал тот момент, когда страны Запада и США должны принять как факт то, что Иран - ядерная страна, они должны смириться с этим. Если не смирятся, Иран все равно останется ядерным", - заявил иранский вице-президент Голям Реза Агазаде.

    Столкнувшись с такой позицией, американская администрация в отношении Тегерана решила по-прежнему руководствоваться прин ципом "кнута", а не "пряника". В конце февраля на очередном заседании Совбеза ООН новый американский постпред Сьюзан Райс практически слово в слово повторила позицию прежней администрации в отношении Ирана, заявив, что США "будут стараться положить конец как амбициям Тегерана заполучить незаконный ядерный потенциал, так и его поддержке терроризма".

    Поделиться