27.02.2009 02:00
    Поделиться

    Антон Силуанов: Государство выделит предприятиям ОПК 50 миллиардов рублей

    Государство возьмется за проблемы регионов

    По предварительным оценкам минфина, в 2009 году консолидированные бюджеты субъектов РФ потеряют 600-700 миллиардов рублей (шестая часть доходных статей). Причина проста: в условиях кризиса сокращается прибыль, и, как следствие, снижается налог на прибыль. Как в этих условиях будут жить субъекты РФ? Какова судьба инвестиционных проектов? И на какую помощь со стороны федерального центра могут надеяться региональные власти? На эти и другие вопросы корреспонденту "РГ" ответил заместитель министра финансов РФ Антон Силуанов.

    Антон Германович, в настоящее время идет процесс пересчета Федерального бюджета. Могут ли рассчитывать регионы на новую финансовую помощь, направленную на инвестиционные проекты?

    Уточнение параметров федерального бюджета в части межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации будет касаться главным образом увеличения объемов дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетных кредитов на покрытие кассовых разрывов. Это позволит принимать оперативные меры для бесперебойного обеспечения социально значимых расходов региональных бюджетов.

    Учитывая тот факт, что большинство региональных инвестиционных проектов софинансируются за счет субсидий из федерального бюджета, принято решение о пропорциональном снижении требований к субъектам по уровню финансирования расходов, по которым оказывается помощь из федерального бюджета.

    Доходные статьи региональных бюджетов уменьшатся на одну шестую часть. Как регионы смогут справиться с таким большим выпадением доходов? Да и откуда взялись такие суммы? Что касается налога на прибыль, то сокращение ставки взял на себя федеральный центр.

    Налог на прибыль снижается из-за падения динамики показателей социально-экономического развития. Сейчас идет сокращение спроса на продукцию предприятий, поэтому сокращается выручка предприятий и соответственно их прибыль. Сжимается экономика, в этих условиях страдают доходы и федерального бюджета, и региональных.

    Мы ожидаем также и уменьшения поступлений от налога на доходы физических лиц, но не в таких объемах, несмотря на планируемый рост зарплат в бюджетной сфере.

    Минфин обещал компенсировать регионам их потери. Прозвучала сумма - 25 миллиардов рублей. Это будет не мало?

    Потери регионов в результате изменения налогового законодательства компенсированы в полном объеме за счет передачи им дополнительных доходов от 0,5 процента ставки налога на прибыль и полном зачислении в бюджеты регионов акцизов на нефтепродукты. Помимо этого мы планируем увеличить объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете для предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на 300 миллиардов рублей.

    Естественно, мы не ставили целью закрыть все дырки региональных бюджетов финансовой помощью из федерального бюджета. Перед нами стоит задача помочь субъектам РФ в частичной компенсации выпадающих доходов. При этом помогать будем только тем субъектам, которые составили реальные бюджеты без воздушных пузырей в доходах и расходах. В противном случае никаких денег не хватит, и это будет несправедливо по отношению к регионам, пересмотревшим свои бюджеты. В Минфине отработан механизм определения размера небаланса бюджета. И регионы об этом знают.

    По вашим оценкам, какие регионы просядут больше всего?

    Те, которые имеют развитую экономику, где в качестве крупнейших налогоплательщиков выступают предприятия - металлургические, угольные, крупные машиностроительные заводы и т.д. В наибольшей степени это затронет такие субъекты, как Липецкая, Белгородская, Вологодская, Оренбургская, Челябинская и Омская области, Красноярский край.

    Это в основном регионы-доноры, в которых за последние годы сильно выросли доходы и где была создана большая инфраструктура, которую придется содержать.

    Как поведут себя нефтедобывающие регионы? У них и без кризиса возникли потери. Снижение мировых цен на нефть началось еще летом.

    В первую очередь это касается Тюменской области Ханты-Мансийского автономного округа. Там действительно идет проседание доходов, но не катастрофическое. В январе текущего года налоговые и неналоговые доходы составили в этих регионах около 70 процентов от января прошлого года, в среднем по субъектам Российской Федерации - 83 процента.

    В условиях кризиса в связи со снижением дифференциации бюджетной обеспеченности может возрасти количество регионов-доноров.

    Есть еще одна проблема - ВПК. Заводы останавливать нельзя, а они нуждаются в оборотных средствах. Большинство из них выполняют гособоронзаказ. Что будет с ними?

    В Минфине создана межведомственная комиссия по поддержке предприятий ВПК, на которой мы пытаемся свести воедино интересы банков и предприятий оборонного комплекса.

    Речь идет в основном об оборотных средствах. Комиссия работает практически в ежедневном режиме, рассматривая примерно по два предприятия в день, в первую очередь на предмет доступности кредитных ресурсов. Сегодня, как вы знаете, в коммерческих банках проценты по кредитам доходят до 20-25 процентов, в то время как стоимость кредитов у госбанков ниже.

    Более того, мы идем на гарантийную поддержку, если у каких-либо предприятий возникают проблемы с обеспечением кредитов и не получается заимствовать ресурсы.

    Кроме того, в рамках антикризисных мер уже принято решение об оказании финансовой поддержки предприятиям ОПК в сумме 50 млрд рублей. В настоящее время рассматривается вопрос об увеличении государственной поддержки предприятиям ОПК. Средства пойдут на капитализацию предприятий, субсидирование процентных ставок по кредитам, на предупреждение банкротств предприятий. Так что у нас в руках целый набор механизмов и гарантий, которыми мы пользуемся при рассмотрении ситуации с предприятиями ВПК.

    Как показала работа комиссии, большинство проблем возникло у предприятий, занимающихся реализацией коммерческих контрактов в рамках военно-технического сотрудничества. Помимо объективных проблем, связанных с курсовой политикой, мы видим, что случаются чисто управленческие просчеты при определении цены на продукцию.

    Курс рубля за последние годы укреплялся, в рублевом эквиваленте выручка уменьшалась. А затраты по предприятиям, как правило, рублевые. Сейчас ситуация стала меняться, и, на наш взгляд, она в целом пойдет на пользу промышленности, в том числе и ВПК.

    На тех предприятиях, которые выполняют заказы в рамках гособоронзаказа, проблем, как правило, не возникает, так как у них есть возможность закладываться в высокую рентабельность - до 25 процентов. Что касается экспортных контрактов, то, безусловно, ослабление рубля положительно скажется на конкурентоспособности нашей продукции.

    Вы уже рассмотрели региональные бюджеты, какие наиболее заметные "перекосы" в бюджетах на 2009 год?

    Субъекты, как правило, составляли свои бюджеты с учетом положительных тенденций развития экономики и динамики поступления доходов в бюджеты. Одни регионы уже поменяли параметры бюджетов, другие намерены это сделать по итогам 2-3 месяцев текущего года. Пересматриваются в первую очередь капитальные расходы, сокращаются материальные затраты, вводятся ограничения по коммунальным расходам, расходам на содержание аппарата управления, отменяются расходы на капитальные и текущие ремонты и т.д.

    Большая одна часть - регионы, которые пересмотрели ранее принятые решения по увеличению расходов на оплату труда бюджетников.

    Досье

    Антон Германович Силуанов родился 12 апреля 1963 года в Москве.

    В 1985 г. окончил Московский финансовый институт по специальности "финансы и кредит".

    1985-1987 г.г.- Минфин РСФСР, экономист, старший экономист; 1987-1989 г.г. - Служба в Советской армии; 1989-1992 г.г. - Минфин РСФСР, ведущий экономист, экономист 1-й категории, ведущий экономист, заместитель начальника подотдела, консультант; 1992-1992 г.г. - Министерство экономики и финансов РФ, замначальника отдела; 1992-1997 г.г. - Минфин РФ, замначальника отдела бюджетного управления, замруководителя бюджетного департамента, начальник отдела; 1997-2003 г.г. - Минфин РФ, руководитель департамента макроэкономической политики и банковской деятельности, член коллегии Минфина; 2003-2004 г.г. - замминистра финансов Российской Федерации; 05.2004 г. - 12.12.2005 г. - директор департамента межбюджетных отношений.

    С декабря 2005 г. - замминистра финансов РФ.

    Награжден почетной грамотой Министерства финансов РФ, имеет благодарности Президента РФ и министра финансов РФ.

    Кандидат экономических наук. Владеет немецким языком.

    дословно

    Владимир Путин, председатель правительства РФ:

    - Наши возможности в условиях глобального финансового, экономического кризиса не так уж велики - имею в виду его глобальный характер. Но то, что мы планируем сделать, то, о чем мы договариваемся, мы должны, безусловно, исполнять. От этого зависят эффективность нашей работы и то, как граждане будут реагировать на результаты нашей деятельности.

    кстати

    По оценке экспертов, около 5 триллионов рублей в Резервном фонде и 3 триллиона рублей в Фонде национального благосостояния помогут сохранить бюджетные расходы в 2009 году в запланированных объемах, не прибегая к избыточным и дорогим заимствованиям

    факт

    В 2009 году в региональных бюджетах в первую очередь будут сокращены инвестиционные расходы на материальные затраты, касающиеся транспортных услуг

    справка

    По данным РСПП, в конце 2008 года свыше 50 процентов предприятий "заморозили" свои инвестиционные программы. Треть предприятий сокращает свое производство

     

    Поделиться