В Москве выступил Уральский академический филармонический оркестр

Коллектив из Екатеринбурга стал участником нового абонементного цикла Московской филармонии "Симфонические оркестры России". В Концертном зале им. Чайковского Уральский оркестр сыграл программу из музыки Сергея Рахманинова.

Оркестры из российских регионов заезжали в столицу и раньше. Разовые визиты отвечали в большей степени презентационным задачам и как правило терялись в разнообразии столичной афиши. Идея, предложенная филармонией, заключалась в том, чтобы выступления симфонических коллективов страны в центральных московских залах обрели планово-регулярный характер и воспринимались бы публикой не как экзотика или обязательный отчет о периферийных достижениях, а как вполне привычные события исключительно художественного порядка.

В случае с Уральским оркестром затея доказала свое право на жизнь в полной мере: все билеты на концерт были проданы. Впрочем, в данном случае филармония рисковала не слишком серьезно - поклонников у этого коллектива в столице более чем достаточно. Да и сам он разительно отличается от большинства подобных ему музыкальных образований. Он относительно благополучен финансово (ему покровительствует губернатор области, поддерживают спонсоры), не имеет неразрешимых проблем, связанных с отсутствием хороших инструментов или кадровым кризисом. Главный коллектив Свердловской государственной академической филармонии, последние 14 лет возглавляемый Дмитрием Лиссом, не испытывает и "провинциальных" комплексов, рвущихся разрешиться покорением столицы. Участие в крупнейших европейских фестивалях, записи для солидных западных лейблов, постоянное сотрудничество с мировыми звездами, возвращающимися в Екатеринбург с завидной регулярностью, и плодотворная работа в регионе - таков творческий режим этого оркестра, не оставляющий сомнений в его профессиональной состоятельности и востребованности у самой разной аудитории, в том числе и московской.

В Концертном зале им. Чайковского УАФО выступил со своим постоянным партнером - именитым пианистом Борисом Березовским и недавно созданным Симфоническим хором Свердловской филармонии (слово "симфонический" в названии подчеркивает приоритет оркестра и подчиненность хора его нуждам). А исполненная ими рахманиновская программа, которую составили Второй фортепианный концерт и Поэма для оркестра, хора и солистов "Колокола", - настолько же популярная, насколько и обязывающая - объективно поставила Уральский оркестр в один ряд с московскими и санкт-петербургскими оркестровыми патриархами. А в том, что касается органичности трактовок и естественности в исполнении рахманиновских опусов, лиссовские подопечные, пожалуй, даже превзошли своих столичных коллег.

Сумрачные оркестровые краски и сдержанная мощь, лишенная намека на слезливую сентиментальность, явили себя уже в первом сочинении - Втором фортепианном концерте. Выявил он и другие ценные свойства: идеально сыгранную струнную группу и благородные духовые, выверенный звуковой баланс и строгую манеру игры, не допускающую небрежностей или досадных огрехов. В Поэме "Колокола" еще одной почти оркестровой краской стал великолепный хор, усиливший общее впечатление от рахманиновской Поэмы, структурно выстроенной и продуманной Дмитрием Лиссом до мельчайших подробностей.