СаПо мнению следствия, шесть южносахалинцев в 2005 году создали "организованную устойчивую группу лиц "Славянский союз" и на интернет-сайте и в листовках пропагандировали идеи национал-социализма и силовых акций в отношении лиц неславянской внешности. Необычность дела еще и в том, что организаторы скинхедов - два бывших сотрудника милиции.
Сахалинцы и курильчане абсолютно терпимы к другой вере, к другому национальному укладу. И тем не менее факт: группа молодых людей, старшему из которых 30 лет, а младшему 24 года, активно готовились к силовым акциям - раз в месяц на заброшенной стройке проводили тренировки по борьбе, стрельбе, штурму зданий, "зачистке" территорий.
Следователь по особо важным делам СУ СК при прокуратуре РФ по Сахалинской области Елена Баева проделала огромную работу. 10 томов дела, из них 4 - обвинительного заключения, одних вещественных доказательств - около 70 наименований... В короткий срок пришлось пройти несколько "компьютерных уровней". Чтобы доказать причастность скинхедов к сайту, она вылетела в Москву, где встретилась с руководством Яндекса и узнала необходимые сведения о хостинговых компаниях. К работе подключились коллеги с Петровки и из ФСБ, потому что ниточка от сахалинских скинхедов тянулась к московским (именно оттуда поступил заказ сахалинским экстремистам создать видеоролик-презентацию) и потому что один из шести фигурантов к тому времени уже жил в столице.
Какая твоя заслуга в том, что ты родился русским? Этот вопрос Елена Олеговна задавала всем фигурантам. Она хотела понять, откуда же все-таки они взялись в нашей стране, где, казалось бы, на генном уровне у каждого должна быть ненависть к фашизму. И вот что выяснилось на примере этой шестерки. М. и два его брата жили без матери, с отцом. Младший брат М., допрошенный в качестве свидетеля, рассказал, как его воспитывали в детстве. Чтобы не шлялся с уличной шпаной, старший брат и отец привязывали его к креслу и заставляли смотреть телевизионные новости...Столь своеобразные методы тем не менее не помогли - младший брат совершил преступление и получил срок. Можно сказать, что в семье М. элементарно не хватало гуманитарного, женского начала - вот он, корень всех бед. Но у другого-то организатора - Р. - женское начало преобладало - он, наоборот, живет без отца, с матерью и сестрой. И национальность ни при чем, у Л. вообще отец - кореец, который до сих пор поверить не может, что его сын состоял в организации, собирающейся бить корейцев. И дураками их не назовешь: Д. - студент, поступил и учится в одном из самых престижных московских вузов...
Разные они. И эта невозможность зачислить их в какую-либо категорию больше всего удручает. Это ли не признак того, что в сознании самой разной молодежи место, предназначенное для пресловутой национальной идеи, долго пустовать не может...
С одним из ребят я встретилась. От него веяло уверенностью, надежностью, он располагал к себе. Верилось, что трудяга, ведет здоровый образ жизни. Работая участковым, награжден медалью за отличие в охране общественного порядка. Дважды был на Кавказе - с ОМОНом и со сводным отрядом милиции. Но из милиции отчислен еще два года назад - "за превышение служебных полномочий", и отзывается о ней негативно.
Со многим, что он говорит, спорить трудно. Действительно, кто из нас доволен милицией? Кто не считает, что в такой богатой стране мы должны жить лучше, чем живем? Кому нравится засилье секса, насилия и "поющих трусов" на ТВ? Вот только выводы у скинхедов слишком просты: нам мешают враги.
Он явно за период следствия скорректировал свое поведение. Организацию создали чисто спортивную, никого не собирались избивать, просто дурачились и прикалывались, снимали видео для себя, а недобросовестные люди разместили его на сайте...
Я видела это видео - животная злоба, перечисление тех национальностей, которые надо уничтожать... До сих пор в ушах стоит выкрик в конце его речи: "И мы будем бороться только силовыми способами, потому что в этом мире все решает только сила. Побеждает всегда сильнейший, он же всегда прав!"
Среди елок, мишуры, музыки и оживленных предпраздничных приветствий (М. теперь работает в сфере торговли, и мы встретились в магазине) его речи были особенно чужеродными. И абсолютно лишены чувства юмора. Каждый свой посыл начинал так:
- Зря вы иронизируете...
Но не расспрашивать же его серьезно про весь этот бред?
Кстати, отсутствие юмора подметила и следователь - пожалуй, это была единственная общая черта, объединяющая всех фигурантов.
Законодатель относит преступления, совершенные с национальным уклоном, но не повлекшие тяжких последствий (часть 1 статьи 280 - публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, и часть 2 статьи 282.1 УК РФ - участие в экстремистском сообществе) к преступлениям небольшой и средней тяжести. И хотя наказание предусматривает лишение свободы, но в правоприменительной деятельности суды его практически не применяют. А это значит, что, если обвинению удастся доказать вину подсудимых, вполне возможно, что они получат только несколько дней обязательных работ.
- Вам не кажется, что вся ваша огромная работа - это как выхлоп в трубу? - спросила я Елену Олеговну.
- Нет, не кажется. Трое пересмотрели свои взгляды и уже точно никогда не будут участвовать ни в чем подобном... А остальные... Будут знать, что это наказуемо.
Как-то неловко вообще рассуждать на тему национализма. Все мы вызубрили с детства таблицу умножения, алфавит... А аксиома, что нет плохих народов, нет плохих национальностей, почему-то многим неведома.