20.02.2009 00:00
Поделиться

"Фрост против Никсона" и "Шопоголик" в российском прокате

«Фрост против Никсона». Реж. Рон Ховард

Летом 1977 года телевизионные интервью Дэвида Фроста и Ричарда Никсона привлекли самую многочисленную аудиторию в истории американского телевидения. Более 45 миллионов зрителей жаждали услышать признание президента в злоупотреблении властью, его покаяние за Уотергейт. Тогда слежка и "прослушка" еще считались чем-то экстраординарным, не подлежащим оправданию, и даже способным привести к отставке президента.

Фильм снят по пьесе Питера Моргана "Фрост против Никсона" - ее  поставил режиссер Майкла Грандадж, состоялась несколько лет назад в Лондоне, а затем была перенесена на Бродвей. Главные роли в постановке исполняли Фрэнк Ланджелла (Никсон) и Майкл Шин (Фрост). Чуть более года назад Морган переработал пьесу в сценарий, а режиссер Рон Ховард ("Игры разума", "Нокдаун", "Аполлон 13") и ("Королева", "Последний король Шотландии") взялся за съемки - с теми же актерами.

В картине "Фрост против Никсона" серия интервью превращается в настоящую схватку, держащую зрителя в напряжении получше, чем битва трехсот спартанцев с многотысячной армией царя Ксеркса. Никсона беспокоит, что после его скандальной отставки, институт президентства превратился в серию анекдотов, а ему самому приходится рассказывать веселые истории про Брежнева на благотворительных ужинах. Никсон вместе со своей командой планирует в цикле интервью на протяжении 90 минут рассказывать о своих достижениях, и лишь одну программу посвятить ненавистному Уотергейту.

Начальника штаба Никсона, полковника Джэка Бреннана, играет Кевин Бэйкон ("Дровосек", "Таинственная река"). Бреннан разрабатывает план операции. "По части интеллекта Фрост вам не противник", - утверждает полковник и советует на острые вопросы отвечать максимально "растекаясь мыслью по древу". То есть, если спрашивают про проблемы внутренней политики, - сворачивать на международные отношения, если задают вопрос про Уотергейт, - делиться воспоминаниями из далекого детства. Что Никсон и демонстрирует с успехом в первые дни интервью.

Никсон вообще оказывается не промах. К примеру, до начала интервью он мастерски ставит в тупик Фроста каким-нибудь, казалось бы, невинным замечанием вроде "Фасон ваших туфель не слишком женский?". Это в одну секунду сбивает спесь с Фроста, не позволяя ему сосредоточиться до начала записи.

Журналист Дэвид Фрост, в свою очередь, начал свою карьеру на телевидении как комик. В начале 70-х был ведущим ток-шоу со знаменитостями "Шоу Дэвида Фроста", где гостями бывали, среди прочих, Ричард Бартон и "Роллинг Стоунз". Интервью с Никсоном - это шанс для Фроста сделать неповторимое шоу, продать его телеканалам и заработать миллионы. Но для начала журналисту нужно основательно вложиться в этот медиа-проект. Он опустошает свои карманы (да еще и подыскивает спонсоров, ведь Никсон просит за интервью 600 тысяч долларов). На Никсона, к тому же, работают два блестящих консультанта: опытный редактор Боб Зелинка (Оливер Плат) и автора двух разоблачительных книг о Никсоне Джеймса Рестона (Сэм Рокуэлл). В штабе Фроста оттачивают формулировки вопросов, пытаются предугадать возможные ответы. Интервью здесь все воспринимают как военную операцию. Все, кроме самого Фроста, для которого это шоу превращается в серьезную работу только после того, как за два часа Никсон крайне пространно отвечает ему всего на три вопроса. Такое интервью у него никто не купит, и он будет разорен.

И все же Никсон в фильме Ховарда не просто президент, он - хитрый лис, дипломат и гениальный оратор. Он - пожилой человек, который постепенно становится сентиментальным, понимает, что он уже никогда не вернет себе прежних высот на политическом Олимпе. Готовясь к решающему дню интервью, к последней схватке, Никсон бежит на месте в своем кабинете. Тут-то и понимаешь, что боец - сдался.

 

Шопоголик. Реж. П. Дж. Хоган

После просмотра фильма "Шопоголик" хочется немедленно пройтись по магазинам. Несмотря на то, что весь фильм якобы направлен против этого. Время от времени в нем так или эдак напоминается, что вещи и деньги - не главное, что в жизни есть совсем другие ценности, которые ни в какой валюте не измеришь… Тем не менее те эпизоды, где красочно и увлекательно расписана "высокая болезнь" шопоголизма так и тянут присоединиться к стройным рядам любительниц распродаж и немедленно побаловать себя какой-нибудь милой вещицей.

Фильм, снят по книге Софии Кингселла "Признания Шопоголика". И не по одной. Книг, посвященных шопоголикам, у автора пять. Они начали выходить лет 8 назад. С тех пор были изданы в 36 странах. Только в России суммарный тираж составил более 500 000 экземпляров. Однако читатели, уже посмотревшие фильм, признают, что с книгами он имеет мало общего. Поэтому тому, кто хочет продолжить тему, а книгу еще не читал, есть чем заняться. А те, кто читали - им про труд Кингселлы лучше сразу забыть.

 Фильм "Шопоголик" идеально подходит для девочек. Для тех, кто еще чуть чуть подрастет и начнет смотреть "Дьявол носит Prada", а также скупать диски с сериями "Секса в большом городе". Мужчины, гордо обходящие плакаты с названием фильма стороной, могут особо не задирать носы - среди них шопоголиков нынче не меньше, чем среди женщин. Но эта картина - лучше сразу уточнить - действительно не для них. А именно для женщин маленького возраста. Несмотря на то, что ее продюсер Джерри Брукхаймер, известный своими работами "Пираты Карибского моря", "Враг государства", "Дежа вю", "Перл Харбор" "Армаггедон" и другими, которые смотрят и мужчины. И, кстати, делают это с не меньшим удовольствием, чем то, которое приносит покупка товаров. К слову, обращение Брукхаймера к теме шопоголизма для российского зрителя примерно то же, что обращение Андрона Кончаловского к теме глянца.

Фильм - милая сказка о глянцевой любви, которая, конечно же, разворачивается в прямом и переносном смысле, словно на страницах гламурного журнала. Главная героиня Ребекка Блумвуд (можно было взять актрису помладше и посмешнее) - журналистка. "Отличный выбор!" - сказал бы продавец, продающий товар, простите, этот фильм. Она работает в журнале, посвященном садоводству, но тратить деньги у нее получается гораздо лучше, чем их зарабатывать. Соответственно, все ее кредитные карточки - 12 штук - оказываются более, чем востребованы, и девушка въезжает в долги. Не будем называть сумму, но, особенно по временам кризиса, она приличная.

Как авторы фильма угадали с кризисом - непонятно, но, конечно же, журнал закрывается и героиня оказывается на улице. Это ее расстраивает только в том смысле, что неоткуда будет брать деньги для жестоких и бессмысленных трат. Куда же она идет? Конечно же, в вожделенный журнал мод. Однако, главная дама в журнале (Не Мерил Стрип из "Дьявол носит Prada", но нечто похожее в исполнении Кристин Скотт Томас), уже нашла ассистентку-соперницу, ноги у которой самые длинные в мире. И наша журналистка-шопоголичка оказывается в другом журнале того же издательского дома, посвященном тому… как правильно распоряжаться своими финансами. Она учит всю страну, что вложения выгоднее кредитов доступным каждой домохозяйке языком. Она пишет о деньгах с точки зрения любительницы вещей. И даже псевдоним у нее "вещевой" - Мисс Зеленый шарф. Параллельно у нее возникает роман с главным редактором журнала, мать которого - светская львица и любительница красивых вещей. Он, богач (но зритель об этом не знает), конечно же, выбирает девушку похожую на мать. И ею оказывается - Мисс Зеленый шарф.

В фильме очень красивые вещи - профессионалы product placement явно не рассчитывали на то, что зрители картины к моменту ее выхода будут жить в мире, где призывают экономить. Что касается юмора, он смешон только школьницам, несмотря на то, что главной героине явно под 30. Образы оживших манекенов, которые не раз теребились разными режиссерами, здесь хороши именно из-за компьютерных технологий, применяемых при их создании.

Психологическая группа анонимных шопоголиков едва ли не самое смешное, что есть в картине. А самое грустное… Этих вещей две. Первая, что племя девочек, у которых нет ни друзей, ни понимания родителей, а их самые большие друзья - носят имена марок магазинов - все растет. И, кажется, никакой кризис этой тенденции не остановит.

И второе. Фильм заканчивается тем, что героиня меняет кредитную карточку на любовь избранного мужчины. Но в жизни, как правило, соревнование любимого и кредитки начинается параллельно с началом совместной жизни пары. И многие девушки именно в кредитках измеряют масштабы мужской любви к ним. Но зрительницам это знать ни к чему. Это же сказка. Как и то, что никогда и никакую женщину - взрослую или маленькую - не заставить думать, что наряды - не главное. Все они уверены, что можно совмещать - и более глобальные ценности и, к примеру, маленькое черное платье от "Шанель". Такое хорошенькое….

Не случайно слоган картины "Это не лечится…" полностью противоречит ее сути.