24.12.2008 00:30
    Поделиться

    В России появился новый класс экономических игроков

    Средний бизнес растет за счет эффективного менеджмента и внимания к инновациям

    В России появился новый класс экономических игроков. Точнее, он был и рос, но без осознания государством и бизнес-сообществом его "особости". И с недооценкой его значимости для развития экономики. Эти игроки - самые быстро растущие компании среднего бизнеса, которые с легкой руки американского экономиста Берча теперь называют "газелями". Недавно в Москве медиахолдинг "Эксперт" провел первый конгресс российских "газелей" и выявил самых быстрых из них.

    Два года назад возникла идея выявить и изучить самые динамичные компании среднего бизнеса. Оказалось, что таковых (растущих не менее чем на 30 процентов в течение четырех лет) в стране насчитывается около 600.

    Заметим, что Берч назвал "газелями" фирмы, которые в течение как минимум 5 лет подряд ежегодно растут темпами не ниже 20 процентов. Ученый установил, что от 50 до 70 процентов роста занятости и валового продукта концентрируется на таких предприятиях. Среди "газелей" практически не встречаются ни крупные, ни мелкие компании, а в основном этот феномен относится к средним производствам. По данным профессора Финансовой академии при правительстве РФ, руководителя исследовательских групп по изучению быстрорастущих компаний Андрея Юданова, от 8 до 15 процентов российских компаний можно считать "газелями". Это гораздо больше, чем в западных странах (там 3-5 процентов). Многие из "газелей" - это инновационно активные компании, работающие в сфере IT, машиностроения, потребительском секторе, химической промышленности. Больше всего "газелей" в производстве потребительских товаров и услуг для среднего класса, а самая большая их "популяция" наблюдается в Москве и Московской области, в Новосибирске и Санкт-Петербурге. У многих "газелей" оборот за несколько лет вырос в десятки раз. Например, одна из компаний увеличила его за 6 лет с 20 миллионов до 1,6 миллиарда долларов.

    Секреты успеха "газелей" приоткрыл генеральный директор и совладелец "Сплат-Косметик" Евгений Демин: "Главным маркетологом становится сам предприниматель. Идеальный случай: стать и оставаться первым в своем сегменте рынка в мире. Решающими факторами становятся: концентрация на ключевых компетенциях; дистрибуция; постоянная близость к клиентам; ориентация на высокую воспринимаемую ценность продукта, а не на его высокую цену; непрерывные инновации в продуктах и процессах; ярко выраженное конкурентное преимущество по продукту и сервису и, наконец, расчет на собственные силы".

    Такие факторы типичны и для многих других "газелей".

    По словам генерального директора медиа-холдинга "Эксперт" Валерия Фадеева, именно "газели" часто являются источником экономического роста. "Некоторые из них, - утверждает Фадеев, - превращаются потом в те гигантские компании, которые определяют лицо национальной экономики".

    По мнению участников конгресса, сейчас, в период кризиса, внимание государства и бизнес-сообщества к "газелям" должно быть самым пристальным, поскольку многие из них смогут его преодолеть и в дальнейшем будут определять экономическое развитие страны.

    Досье

    По итогам исследования медиахолдингом "Эксперт" объявлен самый быстрорастущий бизнес в России. Самой динамичной и "прорывной" признана компания "Сплат-Косметика" (она получила Гран-при "Вызов грандам"). "Самой выносливой "газелью" (компанией, которая росла максимально долгое время максимально возможными темпами) стала транспортно-экспедиторская компания "Евротранс". Приз "За качественный рост" достался Международной научно-технической группе IPG Photonics и компании "Диалектические кабельные системы". В номинации "За самый прозрачный и динамичный рост" лидером объявлен концерн "Энергомера".

    Поделиться