Завершена реставрация одной из красивейших усадеб столицы - дома Лобанова-Ростовского на Мясницкой улице.
Это уникальный памятник XVIII-XIX веков с необычным для классического периода фасадом: вместо традиционного портика центральная часть здания выделена огромной аркой, опирающейся на парные коринфские колонны. Несмотря на время, сохранились старинные росписи и лепнина в интерьерах, а также кованая ограда вокруг здания.
Усадьба сменила не одного хозяина и неоднократно перестраивалась. На рубеже XVII и XVIII веков участком владел купец гостинодворской сотни Федор Кузьмин, при котором были возведены каменные палаты, дошедшие до нашего времени в составе существующего ныне здания. Затем хозяином стал Алексей Татищев, его сменил граф Петр Панин, при котором к палатам со стороны двора были пристроены два крыла с отделкой фасадов в стиле барокко. Последняя перестройка дома произошла в конце XVIII века, когда усадьба уже перешла Лобановым-Ростовским. В это время здание и приобрело классический облик, который связывается с именем итальянского архитектора Франческо Кампарези, хотя официально архитектором памятника считается Матвей Казаков. "Здание попало в его знаменитые "Альбомы партикулярных строений", и потому авторство приписывается ему, - рассказал корресподенту "РГ" главный архитектор проекта реставрации Григорий Мудров. - В действительности он копировал понравившиеся ему проекты, не только свои. А вот рука Кампарези присутствует в архитектуре здания, несмотря на то что ни одного документального подтверждения этому нет".
Памятник удивителен не только архитектурой. Здесь бывали многие известные люди. Во второй четверти XIX века в доме на Мясницкой жила семья историка Алексея Малиновского - брата первого директора Царскосельского лицея. У них в гостях часто бывал Пушкин. Именно хозяйке дома - Анне Петровне - поэт обязан своим браком с Натальей Гончаровой. Весной 1830 года Пушкин особенно часто бывал у Малиновских. Перед тем как сделать предложение Наталье Гончаровой, поэт просил Малиновскую поговорить с матерью Натальи Николаевны, и Малиновская приняла деятельное участие в сватовстве. На свадьбе Пушкина она была посаженой матерью невесты.
К нашим дням здание пришло в упадок.
- Его реставрацию я начинал еще в 1987 году, но в начале 90-х годов работы были остановлены, - вспоминает Григорий Мудров. - Арендаторы приходили и быстро уходили, понимая, какой груз ложится на их плечи. Никто не хотел тратить денег на памятник. Состояние здания достигло критического. Пытаясь спасти его, Москомнаследие в 2003 году было вынуждено за свой счет заказать нам проект противоаварийных работ.
Комплексная реставрация началась лишь в конце 2004 года, когда у здания появился добросовестный пользователь - некоммерческое партнерство по развитию культуры и искусства "Меценат Клуб". Это за его счет в течение трех с половиной лет здесь шли реставрационные работы. Специалисты усилили основания и фундаменты зданий, заменили аварийные участки перекрытий, конструкции крыш и лестниц, выполнили по реставрационным чертежам оконные и дверные проемы. Пришлось потрудиться и над интерьерами, включая реставрацию искусственного мрамора, которого при строительстве было использовано более 10 видов, а также восстановлением лепных рельефов, паркета и живописи.