У жителей УрФО растет доверие к негосударственному пенсионному обеспечению, отметили участники конференции НПФ в Екатеринбурге.
Например, в Ханты-Мансийском автономном округе в дополнительные пенсионные программы вовлечено около четверти населения. Прибавка к государственным выплатам и ставка по вкладам в югорском НПФ по итогам прошлого года составили 17 и 16 процентов соответственно.
- Портфель фонда максимально диверсифицирован, - рассказала "РГ" руководитель екатеринбургского филиала НПФ Марина Дмитриева. - Мы изначально приняли решение "не складывать все яйца в одну корзину": резервы и накопления размещены в десяти управляющих компаниях, что позволяет обеспечивать стабильно высокий инвестиционный доход.
Примечательно, что этот негосударственный фонд одним из первых в России начал активно инвестировать инфраструктурные проекты региона, строительство жилой и коммерческой недвижимости. Не в последнюю очередь потому, что учредили НПФ окружные органы власти.
Несколько иная картина развития негосударственного пенсионного обеспечения на Урале. 13 фондов, работающих в Свердловской, Челябинской, Оренбургской областях, Удмуртии и Москве, 10 лет назад объединились в ассоциацию (УАНПФ).
- Дополнительная социальная защита гарантирована десяти процентам экономически занятого населения Уральского региона, - констатирует председатель УАНПФ Светлана Шаманова. - В среднем по России этот показатель - шесть процентов. К 2020 году нашими вкладчиками станет половина трудящихся.
По словам главы ассоциации, размер пенсионных резервов составляет 3,2 миллиарда рублей, накоплений - миллиард, общий объем имущества превысил 4,5 миллиарда. Для обеспечения роста объемов и капитализации вложений уральские НПФ не только принимают собственные финансово-экономические и организационные меры, но и участвуют в разработке законов, регулирующих деятельность фондов, активно взаимодействуют с профессиональными и промышленными союзами.
По мнению Шамановой, в условиях финансовой нестабильности требуются новые формы работы. Например, в развитых европейских странах фонды самостоятельно выбирают финансовые инструменты, а государство лишь контролирует их надежность. На расширении перечня сфер вложения "длинных" пенсионных денег настаивает и руководитель Национальной ассоциации НПФ Константин Угрюмов.
По мнению представителей фондов, пенсионную реформу можно "расшевелить" с помощью налоговых послаблений. В частности, освободить работодателей, отчисляющих средства в НПФ, от части платежей по единому социальному налогу. Особенно актуальна господдержка в условиях спада, когда портфели фондов уже похудели на 20-30 процентов. По мнению Шамановой, необходима система государственного страхования обязательных пенсионных накоплений. Она убеждена и в том, что государство напрасно лишило НПФ права работать с векселями, которые составляли 49 процентов инвестпортфелей НПФ.
- Размещение средств в векселях не является рыночным инструментом, - возразила руководитель регионального отделения ФСФР по УрФО Светлана Фурдуй. - Это ненадежно и непрозрачно. Не стоит слишком надеяться и на господдержку, так как у НПФ нет убытков - существенные объемы выплат ожидаются только через четыре года.
Из предложений участников конференции ФСФР взяла на вооружение необходимость разработки четких критериев оценки имущества НПФ. Страховкой на случай банкротств фондов станет положение о временной администрации, которое будет принято не позднее марта следующего года. Полная свобода рынка постепенно уступает место разумному регулированию. Хотя страхи игроков понятны: у них пока нет опыта работы в условиях кризиса. А ситуация такова, что, вполне возможно, рынок НПФ, подобно банковскому сектору, ожидают процессы слияний и поглощений.