Трагедия подлодки "Нерпа" была предсказана еще 7 лет назад

За судьбой подводной лодки, приковавшей сейчас всеобщее внимание, "Российская газета" следит едва ли не с тех самых пор, как она была заложена на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре.

А в декабре 2001-го, то есть почти семь лет назад, мы подробно рассказали о той критической ситуации, в которой оказался и корабль, и сам завод, на котором он строился ("Застрявший на стапелях" - "РГ", 01.12.2001 г.). Поначалу ничто не предвещало 518-му заказу столь трудной судьбы. К концу 1991 года, когда на стапеле появились первые секции будущего корабля, по меньшей мере четыре атомохода этой серии (проект 971 ленинградского СКБ "Малахит") уже несли службу в составе Тихоокеанского флота.

По меркам и возможностям того времени на постройку и полный цикл испытаний корабля такого класса отводилось четыре, максимум пять лет. Самое позднее - в 1996 году - полностью боеготовый корабль должен был вступить в состав Тихоокеанского флота. У строящейся лодки уже был тактический номер, чуть позднее появилось имя собственное - "Нерпа".

Но грянула конверсия, наверху заговорили о реструктуризации ВПК. Единственное на Дальнем Востоке предприятие, строившее атомные подводные лодки, лишилось оборонного заказа практически сразу, как только попало в число кандидатов на акционирование. Утверждают, что прежнее руководство завода как могло сопротивлялось столь радикальным и скоропалительным нововведениям.

Но случилось то, что случилось: Амурский судостроительный завод (теперь ОАО) входит в концерн средне- и малотоннажного кораблестроения (генеральный директор - Михаил Хейфиц). Акционирование практически совпало по времени с резким сокращением и так называемой концентрацией гособоронзаказа, следствием чего стало свертывание программы атомного судостроения на Дальнем Востоке.

В повестку дня встал вопрос, что делать с недостроенной "Нерпой" и другими заделами: доводить до ума самим, передать коллегам на "Севмаш" или пустить на иголки? Второй и третий варианты в Комсомольске-на-Амуре отвергли. Писали письма, снаряжали ходоков в Москву, доказывали, что перевозить "железо" за тысячи километров на Север, а тем более резать на металлолом - не по-хозяйски. Командование ВМФ позицию завода поддерживало, хотя и не имело средств на оплату произведенных работ, не говоря о дальнейшем финансировании заказа.

В октябре 1999 года Комсомольск-на-Амуре, и судостроительный завод в частности, посетил Владимир Путин - тогда еще в качестве премьер-министра. "Лодку будем достраивать на месте", - пообещал он прямо на стапеле.

С того дня много воды утекло. Острота проблемы притупилась, корабль мало-помалу достраивали. В июле нынешнего года появилось наконец официальное сообщение, что "Нерпа" приступила к заводским испытаниям. Перед этим ее вывели из стапельного цеха и в специальном плавдоке доставили по Амуру в Большой Камень - это небольшой город под Владивостоком, где была и еще сохраняется достроечная база Амурского завода. Там же в большинстве своем проживали специалисты, проводившие заводские и государственные испытания подводных лодок "комсомольской" постройки для Тихоокеанского флота.

В июле-августе с "Севмаша" на Дальний Восток была откомандирована группа наладчиков и испытателей, чтобы помочь коллегам в пуске паротурбинной установки - физпуск реактора к тому времени уже состоялся. Казалось бы, все шло своим чередом, и в конце нынешнего или в начале следующего года эта подводная лодка могла стать полноценной боевой единицей.

ЧП, случившееся в минувшую субботу, как утверждают, никакого вреда материальной части корабля не нанесло. Но двадцать погибших - это, конечно, тяжелый удар, от которого на заводе не сразу оправятся.

Досье "РГ"

На Амурском судостроительном заводе (введен в строй в 1936 году) построено 270 судов и кораблей, в том числе 56 атомных подводных лодок и 41 дизельная. За эти годы здесь спущено на воду 36 надводных боевых кораблей и 137 гражданских судов различного класса и назначения.