Впервые в Москве раковую опухоль удалили с помощью робота "Да Винчи"

Вчера в московской больнице N 50 обозреватель "РГ" стал свидетелем рождения новой медицины. Стало ясно, что самые сложные операции можно бескровно делать с помощью роботов.

Даже сами медики то и дело повторяли: "Это фантастика!". А когда через один час 28 минут американский хирург Вип Пател закончил операцию и покинул свое кресло у монитора, в операционной раздались аплодисменты. Но обо всем по порядку.

Использование роботов-ассистентов в хирургии началось в 2001 году в США. Ныне в мире 700 таких роботов. В России - это первый робот для урологов и третий для проведения роботизированных операций. Первый установлен в 2007 году в Екатеринбурге. Второй - летом нынешнего года в Ханты-Мансийске.

Вчера в операционной больницы N 50 русская речь мешалась с английской. И даже не понять, каких специалистов тут больше - американских или российских. Но есть два главных действующих лица: американский хирург Вип Пател и его российский коллега Дмитрий Пушкарь. Вип Пател известен во всем мире. У него самый большой опыт проведения роботоопераций: 800 каждый год. А всего уже провел их 24 тысячи. Так вот, этот американец раз в месяц умудряется на неделю отправиться в какую-либо страну, дабы помочь внедрению новой технологии, а по сути, новой медицины. И вчера первую операцию провел Вип.

Пять маленьких проколов на животе пациента. Вип вводит в эти отверстия сперва телекамеру, а потом и манипуляторы робота, которого, между прочим, зовут "Да Винчи". И... хирург отходит от пациента, садится к экрану монитора. Операция начинается. На экране виден весь ее ход. Действительно, фантастика.

А вторую сделали уже российские специалисты под предводительством Дмитрия Пушкаря. Бригада из четырех специалистов, участвующих в операции, даже не моет руки перед ней. На операционном столе погруженный в наркотический сон 63-летний москвич. Диагноз - рак простаты на ранней стадии. Доктор медицинских наук профессор Дмитрий Пушкарь, как и его американский коллега, не прикасается к пациенту, он на расстоянии нескольких метров от него. Всю работу выполняет "Да Винчи". Дмитрий Юрьевич за пультом и при помощи специальных манипуляторов производит необходимые действия на расстоянии. Он не отрывается от монитора, который многократно увеличивает изображение.

Сперва мне показалось, что эти движения как-то слишком размашисты. Оказывается, благодаря сложной навигационной системе реальное положение рук хирурга совпадает с положением инструментов на экране. Концы этих инструментов (а именно они оперируют) - это "руки" робота - изгибаются в разные стороны и с точностью до миллиметра копируют движение рук врача. Если рука хирурга сдвигается на сантиметр, то у робота лишь на пару миллиметров. Робот просто уподобляется ювелиру, запросто выполняет то, что сделать человеческими руками немыслимо. У "Да Винчи" - четыре манипулятора. Это почти то же самое, как если бы у хирурга было четыре руки. Одной "рукой" можно взять орган, отодвинуть, закрепить в нужном положении. Потом активизировать другой манипулятор и...

Если бы опухоль удаляли традиционным путем, то потребовался бы большой разрез на животе. Такая операция достаточно травматична. После нее пациент не менее 10 дней находится в клинике. После той, которую видела вчера, пациент уйдет домой через два-три дня. Никакой кровопотери. И главное - пациенту сохранена потенция. О самой же операции сперва будут напоминать пять крохотных точек на животе - места отверстий, через которые в брюшную полость проникали "руки" "Да Винчи". Но постепенно и они исчезнут.

Вот так все просто? Ох, как непросто! Работа с роботом требует специальной подготовки врача. Прежде всего он должен быть хирургом экстра-класса. Он должен владеть эндоскопической техникой - это когда операция проводится без вскрытия брюшной полости под контролем телекамеры, введенной в полость. И еще одно в данном случае совершенно необходимо: абсолютное знание английского языка - обучение проходит за рубежом. И то, что первую такую операцию в России провел Дмитрий Пушкарь, не случайность. Он заведует кафедрой урологии в Московском медико-стоматологическом университете. Он единственный российский врач, который ведет собственный курс для врачей в Европейской ассоциации урологов. Он свободно владеет английским, немецким и французским языками. Два года назад отмечен высшей наградой российских докторов - премией "Призвание". А в прошедшую пятницу назначен главным специалистом-экспертом урологом России.

Дмитрий Юрьевич тщательно готовился к вчерашней операции - написал три монографии по этой проблеме. Прошел обучение в Голландии, Франции и США. Его помощники учились во Франции. И все-таки вчера все очень волновались. Болельщиков было немало и в предоперационной, и в конференц-зале. Мама Пушкаря Элеонора Григорьевна и жена профессора Нина, причастные к медицине, тоже пришли "поболеть".

от первого лица

Дмитрий Пушкарь:

- За первой операцией последуют вторые, третьи. Ведь в мире они на потоке. У нас пока о потоке речи нет: "Да Винчи" стоит почти сто миллионов рублей. 50-й больнице повезло: в рамках нацпроекта робот для больницы приобрело минздравсоцразвития.

Но не одним днем живем. Надо разрабатывать иные подходы к урологической помощи, надо учить врачей работать в современных условиях с современной аппаратурой. Надо, чтобы высокотехнологичная помощь была доступна тем, кто в ней нуждается, независимо от места жительства.