06.11.2008 01:59
    Поделиться

    Финансовый кризис парализовал спортивные клубы планеты

    Финансовый кризис забил гол и в ворота английских клубов футбольной Премьер-лиги. У них ныне совокупный долг на сумму более чем 3 миллиарда фунтов стерлингов. Причем половина долга приходится на ведущие клубы - "Челси", "Манчестер Юнайтед" и "Ливерпуль".

    По мнению экспертов, самая благоприятная ситуация при этом у "Челси", так как он принадлежит Роману Абрамовичу. А потому задолженность этого клуба не является "внешней".

    "Ливерпуль" в силу финансовых трудностей отложил на неопределенный срок запланированное им сооружение нового стадиона стоимостью 350 миллионов фунтов. По словам исполнительного директора клуба Рика Пэрри, проект "подвесили" именно в силу суровых последствий экономического кризиса. Однако ливерпульские болельщики, оставшиеся без стадиона, - не единственные страдальцы.

    Председатель Футбольной ассоциации Англии Дэвид Трайсман не исключает, что клубы Премьер-лиги могут докатиться до банкротства. И это при том, что, по оценкам консалтинговой компании Deloitte, Премьер-лига английского футбола является самой богатой высшей лигой в мире. "Футбол будет страдать от глобального кризиса", - предупредили намедни и звезды мяча - Уэйн Руни, Стивен Джеррард и Фрэнк Лэмпард.

    Беда для английского футбола идет прямиком с американской Уолл-стрит. Падение от удара американского кризиса и последующая национализация таких гигантов, как крупнейшая в мире страховая компания AIG и крупнейший ипотечный кредитор Британии банк Nothern Rock, может означать в ближайшей перспективе усыхание спонсорской поддержки для "Манчестер Юнайтед" и "Ньюкасл Юнайтед". AIG платит клубу "МЮ" астрономические суммы за рекламу на футболках его игроков. Так, стоимость четырехлетнего контракта на рекламу, подписанного AIG и "Манчестер Юнайтед", оценивается в 56,5 миллиона фунтов. Примерно так же щедро кормился "Ньюкасл Юнайтед" из рук банка Nothern Rock. До сего момента майки этих двух клубов не перекрашивались под новых рекламодателей. Но за завтрашний день не рискнет поручиться никто.

    Одиннадцатиметровый удар претерпел на днях "ВестХэм Юнайтед". Его финансы изрядно усохли после того, как в сентябре обанкротился "маечный спонсор" клуба, крупнейший британский туроператор XL и когда в начале октября попал под национализацию исландский банк Landsbanki, являвшийся вторым по величине кредитором "ВестХэма". К несчастью, именно исландский владелец клуба Бьерголфур Гудмундссон обладал крупнейшим пакетом акций этого банка. Однако, по словам вице-председателя клуба Асгейра Фридгейрссона, клуб все же не будет выставлен на продажу, так как вложенные в него изначально 30 миллионов фунтов "бисквитный король" Гудмундссон не собирается забирать обратно.

    Между тем потеря кормильца-спонсора - это еще полбеды. Вторую ее половину ярко обозначил главный тренер "Арсенала" Арсен Венгер: "Рецессия означает, что у болельщиков будет меньше денег, что у телевизионных компаний будет меньше средств на рекламу, и все это вместе предполагает, что футбол будет страдать". Кто в конечном счете заплатит за спасение банков? Конечно же, налогоплательщики. Футбол, считает Арсен Венгер, может оказаться точно в такой же ситуации: "Дело кончится тем, что за все заплатят болельщики".

    Нью-йорк

    Официальное обращение "РГ" в пресс-службы Национальной баскетбольной и хоккейной лиг (НБА и НХЛ соответственно) и их команд не принесло ожидаемого результата - говорить на тему финансового кризиса с корреспондентом иностранного издания никто не захотел.

    "Зачем нам тратить свое время на общение с иностранной прессой, если у нас своих газет и телеканалов хватает? Поймите, любая публикация должна иметь рекламный эффект и нести выгоду для нас. Получение подобных результатов от публикации в России для нас маловероятно", - попытались объяснить свою "молчаливую" позицию представители НХЛ. Пришлось ответы на вопросы о положении дел в НХЛ и НБА искать в многочисленных интернет-блогах и на форумах болельщиков и экспертов.

    Тем не менее удалось выяснить, что руководство НХЛ всерьез обеспокоено финансовым кризисом, в результате которого остро обозначились главные вопросы: готовы ли американцы платить за билеты на игры команд НХЛ и изменится ли финансирование лиги ее крупными спонсорами? Проблемы усугубляет и падение курса канадской национальной валюты по отношению к американской. "Основные волнения касаются доходов. Рост канадского доллара вкупе с неизменной популярностью канадских хоккейных команд был чуть ли не основным источником прибыли. Сейчас, когда один канадский доллар стоит около 85 центов американского доллара, говорить о хороших перспективах затруднительно. Доходы будут снижаться, а вместе с ними и наша заработная плата, что может существенно отразиться на НХЛ", - заявил менеджер "Каролина Харрикейнс" Джон Маклер.

    "Не секрет, что 33 процента дохода в прошлом году принесли шесть канадских команд, входящих в НХЛ и составляющих примерно двадцать процентов от общего числа участников. С учетом обменного курса долларов Канады и США НХЛ теряет более 15 процентов своего дохода. Однако самый главный вопрос, от ответа на который во многом зависит дальнейшая судьба всей лиги, заключается в том, насколько глубоко повлияет финансовый кризис в США на болельщиков и их желание покупать билеты и атрибутику любимых команд", - заявил помощник главного менеджера команды "Миннесота Вайлд" Том Томпсон.

    Совершенно неожиданной выглядит ситуация с воздействием финансового кризиса на команды, входящие в Национальную баскетбольную ассоциацию. "Мировой финансовый кризис не будет сокрушительным для НБА. Конечно, это не означает, что у нас не возникнут проблемы, однако даже при таком раскладе особого дискомфорта мы не ощутим. У нас оптимистические ожидания: предстоящий сезон игр будет весьма удачным для нас по сравнению с другими индустриями", - с таким заявлением выступил специальный представитель ассоциации Дэвид Штерн. Однако эксперты подметили одну немаловажную деталь: "Дела НБА на родине идут не очень хорошо, а ее выход на международные рынки действительно поможет ей избежать серьезных ударов кризиса". Повышение внимания к НБА в других странах уже привело к тому, что НБА ведет активные переговоры с Международной баскетбольной федерацией (ФИБА) на тему подписания соглашения о сотрудничестве. Проще говоря, НБА и ФИБА хотят поделить международный баскетбольный рынок.

    Мадрид

    Финансовый кризис добрался и до испанского футбола, который считается незыблемой сферой успешного бизнеса.

    Хотя руководители профессиональных футбольных клубов категорически отказываются признавать, что финансовый кризис ударил и по ним, объективные показатели подтверждают: поклонники самой популярной спортивной игры скоро могут стать свидетелями банкротства некоторых из своих любимцев.

    Первой забила тревогу испанская желтая пресса. Несколько месяцев назад на страницах таблоидов появились публикации, в которых утверждалось, что до десятка футбольных клубов стоят на грани разорения. Вслед за этими заметками появились более серьезные исследования специалистов. Вот что утверждает с цифрами в руках широко известный в стране эксперт в области финансов и спорта профессор Барселонского университета Хосе Мария Гай: "Финансовая задолженность испанских профессиональных футбольных клубов намного превосходит их доходы". Если по итогам прошлогоднего сезона совокупные доходы клубов составили 1276,4 миллиона евро, то расходы достигли 1383,8 миллиона евро. Финансовые обязательства лишь шести ведущих испанских клубов - мадридский "Реал", "Барселона", "Валенсия", "Вильяреал", "Атлетико" (Мадрид) и "Севилья" - превышают 1,6 миллиарда евро.

    - Это лишь доказывает несостоятельность экономической модели, на которую опирается испанский футбол, потому что клубы тратят больше, чем зарабатывают, - утверждает Гай.

    В профессиональной футбольной лиге Испании состоят клубы, опирающиеся на две основные модели финансирования: первые имеют одного или нескольких основных владельцев (это большинство клубов второго эшелона), вторые (это прежде всего гранды - "Реал" и "Барселона") опираются на диверсифицированные доходы (взносы членов клуба болельщиков, продажа билетов, прав на телетрансляцию, торговлю сувенирами и так далее).

    Ни та, ни другая схемы финансирования не выдерживают ударов кризиса. Например, "Расинг" из Сантандера и "Мальорка" с Балеарских островов практически полностью финансировались одним (каждый клуб - своим) владельцем. Сегодня обладатель 80 процентов капитала "Расинга" строительная компания "Сеоп" объявила о банкротстве и находится под конкурсным управлением. Крупный финансист Висенте Гранде, владеющий "Мальоркой", также объявил о несостоятельности и ждет решения своей судьбы в финансовых органах Испании.

    Как ни странно, мировой лидер среди футбольных клубов по доходам "Реал" возглавляет и список наиболее злостных должников. По данным официальной статистики, при доходах за прошлый год 331,2 миллиона евро его обязательства перед банками и другими кредиторами достигают... 477 миллионов евро. Правда, надо признать, что подобный дефицит вещь нередкая и обычно финансируется постепенно из текущих доходов, которые поступают преимущественно от продажи входных билетов, рекламы и прав на телетрансляцию матчей с участием знаменитого клуба. И все же задолженность королевского клуба, как утверждает профессор Гай, постоянно растет.

    Однако, по мнению Хосе Анхеля Санчеса, исполнительного директора "Реала", несмотря на кризисные явления в мировых финансах, клуб находится в хорошей экономической ситуации и остается мировым лидером по объему доходов. "Реал", считает Санчес, сумел приспособиться к вызовам времени и дать ответ на происходящие в мире перемены.

    В отличие от королевского клуба в рискованном положении оказалась "Валенсия", лидер нынешнего испанского футбольного чемпионата. Не так давно клуб затеял строительство нового стадиона. За предыдущий сезон валенсийцы сумели заработать 105,4 миллиона евро, однако совокупные издер жки достигли 266 миллионов. Как утверждают, первой крупной жертвой финансовых неурядиц клуба пал вынужденный уйти в отставку бывший президент "Валенсии" Хуан Баутиста Солер, который одновременно был крупным деятелем испанского строительного сектора.

    Сеул

    Мировой финансовый кризис сказался и на спортивной отрасли Южной Кореи. Практически в каждом из самых популярных видов спорта - бейсболе, баскетболе и футболе - менеджеры клубов сбиваются с ног, чтобы найти спонсорские контракты. Но это уже далеко не так просто, как было раньше.

    Несмотря на то что до открытия сезона 2008-2009 годов в Профессиональной баскетбольной лиге осталось несколько дней, Корейская федерация баскетбола до сих пор не может найти главного спонсора. Ожидалось, что им станет корпорация, которая поддер живала победителя сезона 2007-2008 годов - команду "Тонбу". Местная ассоциация надеялась получить за это почти три миллиона долларов. Однако потенциальные спонсоры, ссылаясь на сложную экономическую ситуацию, отказались от этой привилегии, которую еще буквально год назад были рады получить.

    Аналогичная ситуация и в бейс боле. Так, известная команда "Ури Хироуз" ("Наши герои") вынуждена была даже сменить название на "Хироуз", после того как ее главный спонсор табачная корпорация "Ури Тамбэ" ("Наш табак") решила разорвать спонсорский контракт.

    Не легче положение и в футбольной лиге. Как стало известно, ряд южнокорейских клубов принял решение отказаться от планов пригласить к себе иностранных игроков. Есть слухи и о том, что строительство новых футбольных стадионов и тренировочных центров недавно было приостановлено из-за проблем с финансированием.

    При этом спортивные функционеры и менеджеры признают, что это, пожалуй, только начало - проблемы будут ощущаться минимум несколько лет. Тут же вспоминают ситуацию с кризисом 1997-1998 годов, когда трудности в экономике привели к снижению посещаемости стадионов, а найти спонсора считалось чем-то нереальным.

    Как ожидается, экономический кризис может сказаться и на планах южнокорейского города Пхенчхана получить право на проведение у себя зимних Олимпийских игр 2018 года. Напомним, что этот город уже дважды подряд выставлял свою кандидатуру, но сначала проиграл канадскому Ванкуверу Олимпиаду-2010, а потом в драматичной борьбе российскому Сочи Олимпиаду-2014. Хотя местные власти решили продолжить борьбу, нацелившись на 2018 год, однако сейчас, как стало известно, корейские бизнесмены не очень рвутся в спонсоры Пхенчхана.

    Правда, как выяснилось, есть и те, кто в связи с кризисом не только не потерял, но и увеличил свои доходы. Ряд иностранных спортсменов, играющих в корейских клубах, получают зарплату в долларах (в первую очередь это касается "легионеров" из США), и в результате падения курса местной валюты их реальная зарплата выросла. Конечно, для клубов это означает дополнительные расходы, но контракт есть контракт.

    Берлин

    За главным менеджером леверкузенского клуба "Байер 04" Вольфгангом Хольцхойзером с просьбой об интервью было не угнаться. Мы настигли его лишь в машине, где он мог сделать короткую передышку и ответить на вопросы корреспондента "РГ".

    Российская газета: Господин Хольцхойзер, насколько оживленно проходит дискуссия о том, удержится ли на ногах немецкий футбол после "подножки" со стороны банковского сектора?

    Вольфганг Хольцхойзер: Дискуссия еще не окончена. Но система спонсирования команд в Германии отлажена таким образом, что финансовый кризис, я полагаю, коснется немецкого футбола в незначительной степени - не так сильно, как в других странах. У нас билеты на матчи стоят значительно дешевле, чем, к примеру, в Англии. То есть серьезного оттока зрителей мы не ожидаем. Цены удержим.

    РГ: Дело ведь не только в билетах, но и в личных бюджетах посетителей стадионов. Если они под воздействием кризиса начнут истощаться, то рано или поздно любителям футбола придется от чего-то в жизни отказываться.

    Хольцхойзер: Безусловно, но мы от своих болельщиков отказываться не собираемся. Мы будем за них бороться. Футбола ведь без ценителей игры не бывает. Кризис не обойдет стороной и футбол. И готовиться к более трудным временам, безусловно, нужно. Но методы противостояния последствиям кризиса должны быть иными. Кстати, именно по поведению спонсоров и рекламодателей мы и поймем, затронул нас кризис или нет. Этот первичный признак будет самым верным.

    РГ: А какими все-таки могут быть последствия кризиса для немецкого футбола, если он все-таки разразится? Как вы себе их представляете?

    Хольцхойзер: Когда у нас в Германии ухудшается финансовое положение какого-либо из клубов, его футболистам просто начинают меньше платить. По крайней мере некоторым. Это наипервейший рецепт.

    Париж

    Ударил ли финансовый кризис по французскому футболу? По большому счету пока нет.

    Дело в том, что 58 процентов финансирования клубов, как рассказали "РГ" в национальном центре экономики спорта, поступают от предоставления прав на телетрансляцию матчей. В любом случае в ближайшие четыре года по этому поводу клубам не стоит сильно беспокоиться - соответствующий контракт был подписан руководителями французского футбола еще в начале года.

    Но если до сих пор у местных клубов не было проблем со спонсорами, готовыми платить звонкой монетой за счастье видеть свой логотип на майках игроков, то в перспективе картина может измениться. Тревожным сигналом стал случай с футбольным клубом "Гренобль фут 38". Его спонсором последние годы выступает японская компания телекоммуникаций "Индекс холдинг". Так вот ее акции за два года, а особенно в последние месяцы, упали в цене более чем в десять раз. Отсюда драконовское сокращение спонсорского бюджета, многомиллионный долг и затягивание поясов, что, кстати, негативно сказывается на результатах матчей.

    Также поговаривают, что с некоторыми проблемами может столкнуться столичный клуб "Пари-Сен-Жермен". Один из владельцев ПСЖ американский банк "Морган Стэнли", хлебнувший по полной из-за ипотечного кризиса, сейчас ускоренно избавляется от своего пакета акций, которые составляют примерно треть от общего капитала клуба.

    Что касается местных спонсоров, то они пока не проявляют признаков большой нервозности. Но это не значит, что так будет продолжаться и дальше. "В футболе наиболее активно ведут себя банки и страховые компании, - говорит директор консалтинговой фирмы "ТНС Спорт" Брюно Лаланд. - Кризис, скорее всего, приведет к тому, что многие структуры этого сектора начнут урезать финансирование кампаний по спонсорству как футбола, так и других видов спорта, которые для них со стратегической точки зрения не являются жизненно необходимыми".

    Разделяя эту точку зрения, эксперт из национального центра экономики спорта Фредерик Болотни полагает, что на финансовом здоровье футбола в перспективе скажется "общее снижение покупательной способности болельщиков из-за надвигающейся рецессии".

    Некоторые клубы это ощущают уже сейчас. Так, дирекция семикратного чемпиона Франции лионского "Олимпика" с огорчением констатировала, что у них проблемы со сбытом крайне прибыльной фанатской атрибутики: в сентябре на 10 процентов сократилась продажа маек, вымпелов и прочего товара с клубной символикой. Эта тенденция, говорят, перекинулась и на октябрь. Причем "Олимпик" - далеко не единичный случай.

    Но больше всего во Французской федерации футбола опасаются того, что финансовый крах может серьезно затормозить проекты по модернизации старых и строительству новых стадионов. На эти нужды спонсоры обещали полтора миллиарда евро. Но это было до кризиса. Сдержат ли они слово?

    Ираклион

    Разочаровываться и бояться мирового кризиса слишком рано, считает профессор Университета Спарты Таксис Алексопулос, специализирующийся в области маркетинга:

    - Наблюдая за вкладами крупных международных компаний в спорт, я с твердой определенностью замечаю: в последние годы, а не год, новых крупных игроков на этом рынке не появилось, и в ближайшее время они уже вряд ли возникнут.

    Отпали и те, кого можно назвать попутчиками. Они поддерживали команды сборной по не слишком популярным видам спорта из чистой любви или благодаря дружеским отношениям с хозяевами клубов или руководством Федераций.

    Но крупные игрочищи по-прежнему со своими командами. Футбол, баскетбол, клубы, участвующие в розыгрыше европейских клубных титулов, и сегодня не очень страдают из безденежья. А футболисты - вообще преуспевают. Почему? Ответ прост. Компании, вкладывающие в спорт, любимый массами, получают отличный шанс быстро и, главное, надолго закрепиться в сознании болельщиков (они же потенциальные покупатели или клиенты) как верные помощники их спортивных любимцев. Поэтому крупнякам-тяжеловесам невыгодно предавать свои клубы, отказываться от них.

    К тому же почти во всех европейских странах существуют налоговые послабления для дарующих на развитие спорта. И компании предпочитают по-прежнему вкладывать в спорт, нежели заботиться о своих рабочих или служащих, которых они же не стесняются сейчас сокращать, и иногда с очевидной безжалостностью. Так что пока все не так страшно. Однако я не случайно говорю "пока". Посмотрим, что произойдет не послезавтра, а через пару месяцев, в начале 2009-го. Уверяю вас, никакие предсказания здесь не сработают. Последим за развитием событий.

    Поделиться