23.10.2008 04:00
    Поделиться

    Мариинский театр взялся пропагандировать новейшую музыку

    "Новые горизонты" - название Мариинского фестиваля, с прошлого года утвердившего в своей осенней афише программы музыки ХХ века и новейших сочинений западных и российских композиторов. Репертуар, который обычно в России "укромно" звучит в камерных залах или известен знатокам по записям CD, будет теперь с размахом представляться в Концертном зале Мариинки под руководством Валерия Гергиева.

    Уже в прошлом году "Новые горизонты" представили в Петербурге целый пакет партитур, никогда не звучавших в России: скрипичный концерт, симфонию Asyla и оперу "Припудри ей лицо" 37-летнего британца Томаса Адеса, чью музыку сегодня исполняют крупнейшие мировые оркестры и исполнители, премьеру 15-й Симфонии Сергея Слонимского, посвятившего свой опус маэстро Гергиеву. В той же афише фигурировали и сочинения Ральфа Воана Уильямса, Бенджамина Бриттена, Игоря Стравинского, Бориса Тищенко. Но идея пропагандировать "новую музыку" не ограничилась фестивальной акцией: в Мариинке взялись энергично штудировать современные партитуры. Летом на "Звездах белых ночей" представили прямо "из-под пера" оперу Александра Смелкова "Братья Карамазовы". В июне на российские премьеры своих сочинений прилетел в Петербург "живой классик ХХ века" - 92-летний француз Анри Дютийо. Как сообщил журналистам Гергиев: "Недавно я встречался с Дютийо в Париже, и мне было приятно слышать, что он считает эти концерты в Петербурге одним из двух-трех важнейших событий в его жизни".

    О Дютийо маэстро вспомнил, открывая новый раунд "Горизонтов". Презентация фестиваля прошла по телефону. Маэстро прилетел из Израиля, где только что выступал со Всемирным оркестром мира, в столицу Италии (здесь начинаются гастроли Симфонического оркестра Мариинского театра) и прямо из римского аэропорта провел брифинг с журналистами, собравшимися в его петербургской приемной. По громкой связи маэстро рассказал о планах и "новых горизонтах" Мариинки - между прочим, весьма радужных для пишущих композиторов: "Мариинский театр готов и стремится работать с живущими композиторами, вне зависимости от того - 35 им лет или 90. Единственный критерий для нас - качество музыки". Маэстро приоткрыл и ближайшие планы на сезон: "Мы намерены вернуть в репертуар "Мертвые души" Щедрина, и Юрий Темирканов дал уже согласие вновь продирижировать этой оперой в Мариинке, спустя 30 лет после первой постановки под его руководством на сцене Кировского театра. Мы посвятим это исполнение и 70-летнему юбилею самого Юрия Хатуевича, и предстоящему 200-летию Гоголя. Мы не хотим, чтобы сочинения, достойные иметь место на сценах крупнейших театров, пылились на полках нотных библиотек".

    Афишу же предстоящих "Новых горизонтов" составили заманчиво и парадоксально, в соответствии с самим ХХ веком и его культом крайностей - от агрессии до чистого эстетства, от сокровенной мистики до схоластического концептуализма. В программах 30 октября пересеклись "Вознесение" французского мистика Оливье Мессиана, "Четыре нотации" лидера послевоенного авангарда Пьера Булеза, приезд которого, кстати, ожидается на фестивале, и постмодернистская "Лолита" Щедрина. В другом концерте (31 октября) выстроилась "генетическая" ветвь от будоражащей фольклорной архаики Белы Бартока к звуковым миражам Дьердя Куртага и Дьердя Лигети. Две программы фестиваля представят московские музыканты - собрание из "минималистских" произведений Филипа Гласса, Яниса Ксенакиса, Владимира Мартынова, Алексея Айги, Антона Батагова, Павла Карманова в исполнении ансамбля Opus Posth под руководством Татьяны Гринденко (1 ноября) и микст музыкальных экспериментов ХХ века от додекафонии Арнольда Шенберга, Альбана Берга и Антона Веберна до сакральной аскезы Галины Уствольской и метафизики Валентина Сильвестрова, который прозвучит 2 ноября в исполнении пианиста Алексея Любимова, Александра Тростянского (скрипка) и Кирилла Рыбакова (кларнет). Первую серию фестиваля завершат два спектакля "Братьев Карамазовых" Александра Смелкова (4 и 5 ноября). А вторая серия "Горизонтов" начнется в середине декабря: одно из сочинений будущей афиши уже известно - "Реквием" Бориса Тищенко на стихи Ахматовой.

    Поделиться