В Волгограде разрабатываются антикоррупционные законы

Ежегодный доклад о противодействии коррупции в Волгоградской области будет публиковаться в средствах массовой информации.

Это далеко не первая попытка в регионе определить на законодательном уровне меры по противодействию коррупции. Такой закон был принят еще в 2002 году по инициативе депутатов облдумы прошлого созыва. Однако документ в целом противоречил федеральному законодательству, и по инициативе региональной прокуратуры Волгоградским областным судом был признан недействующим. В 2006 году на рассмотрение региональных парламентариев был внесен законопроект, подготовленный уже самой прокуратурой. Документ долго обсуждали в комитетах облдумы, но по итогам голосования статус закона он так и не обрел.

Сейчас на проблему коррупции обратили внимание на самом высоком уровне, а способы борьбы с этим злом обсуждает вся страна. Однако нынешнюю инициативу внесения законопроекта представители прокуратуры объясняют не только "новыми веяниями". Необходимость разработки и принятия такого закона продиктована сложившейся в регионе оперативной обстановкой. Так, в нынешнем году уже выявлено 630 преступлений, направленных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Возбуждено 264 уголовных дела о должностных преступлениях, в том числе 125 фактов получения взяток. Отмечен и рост административных правонарушений.

Как пояснил корреспонденту "РГ" старший помощник прокурора Волгоградской области Иван Мартынов, в предложенном на рассмотрение депутатов законопроекте регламентируются основные принципы противодействия коррупции, меры по ее профилактике, определяется компетенция органов госвласти региона, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан. Планируется создание специальной комиссии в составе представителей правоохранительных органов, общественности, а также чиновников и депутатов. Основной задачей такой комиссии станет выработка рекомендаций по профилактике и противодействию коррупции, а также подготовка ежегодного доклада по этой теме.

Авторы инициативы считают, что следует внести коррективы и в региональный кодекс об административной ответственности. Порой взяткодатели действуют не только в своих личных интересах, но с целью получения выгод организацией, с которой они состоят в трудовых либо партнерских отношениях. Поэтому предлагается штрафовать юридическое лицо в случаях, когда от его имени или в его интересах передается взятка или осуществляется коммерческий подкуп.

Законопроект уже поступил в региональный парламент и сейчас проходит правовую экспертизу.

Мнения

Виталий Шестаков, заместитель председателя комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Волгоградской областной думы:

- Я считаю, что такой закон должен сначала появиться на федеральном уровне. Именно там следует обозначить все механизмы противодействия коррупции. А бороться с коррупцией на отдельно взятой территории, в данном случае в Волгоградской области, смысла нет.

Александр Стризое, политолог:

- Конечно, целесообразнее дождаться принятия федерального закона. Но это общетеоретический посыл. Ведь мы живем и работаем "на земле". Если принятие решения на высоком уровне пока по каким-то причинам тормозится, а местные нормативные документы не противоречат федеральному законодательству, думаю, откладывать не стоит. Это вопрос тактики. Бороться с коррупцией необходимо всеми способами, и даже, как говорится, "не мытьем, так катаньем".