14.10.2008 00:00
    Поделиться

    Каждый второй россиянин считает, что профессия учителя не престижна

    О падении престижа педагогической профессии у нас говорят так давно, что в самой интонации этих разговоров слышится усталый фатализм.

    И хотя конкурс для абитуриентов педвузы худо-бедно все же держат, работать в школы отправляются не более трети их выпускников, а фраза "Дальше школы не сошлют" продолжает оставаться знаковой в студенческих кругах будущих "сеятелей разумного, доброго, вечного". Человек же, работающий учителем, часто воспринимается окружающими как неудачник. То, что стереотип этот остается пока устойчив, подтвердил и последний опрос, проведенный социологами ВЦИОМ: за последние несколько лет больших изменений в привлекательности учительской профессии в глазах общества не произошло.

    Как показали ответы участников опроса, каждый второй россиянин считает, что профессия учителя не пользуется уважением. Правда, как считают социологи, сегодня можно все-таки говорить о слабовыраженной тенденции к повышению престижа этой профессии: если два года назад ее авторитет признавали 33 процента участников аналогичного соц-опроса, то на этот раз - 39 процентов. Но такая разница в 6 процентов, конечно, едва ли свидетельствует о принципиальном изменении отношения к учительской специальности.

    Что касается привлекательности учительской профессии в материальном плане, то большинство соотечественников оценивают ее на среднем уровне. 69 процентов опрошенных считают, что учителя в целом живут не лучше и не хуже большинства россиян. Полярные представления ("лучше" и "хуже") высказывались реже (в 9 и 15 процентов ответов соответственно).

    Если говорить об авторитете учителя не в общесоциальном плане, а с точки зрения исполнения его педагогической миссии, то, как считают социологи, данные опроса позволяют предположить, что в целом и он невысок. Лишь 27 процентов участников исследования заявили, что сегодняшний российский учитель оказывает значительное влияние на взгляды детей. Причем, как показал опрос, чаще других такого мнения придерживаются жители села - 35 процентов. Треть респондентов (33 процента) считают, что это влияние незначительно, а примерно каждый пятый (18 процентов) вообще отказывает учителям в таком влиянии. При этом подавляющее большинство россиян (86 процентов) убеждены, что учителя помимо преподавания своего предмета должны формировать взгляды, мировоззрение, отношение детей к жизни (противоположного мнения придерживаются лишь 7 процентов). То есть убеждение в важности воспитательной миссии учителя прочно утвердилось в массовом сознании наших соотечественников.